В замке Эллинорра Любовь без границ Ирена Цибърска на сервере Проза.ру Данута Рексць на сервере Стихи.ру Елена Несмеяна на сервере Стихи.ру

КАЛОКАГАТИЯ - ΚΑΛΟΚΑΓΑΘΊΑ

Объявление

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Чехов Антон Павлович 

 

 

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КАЛОКАГАТИЯ - ΚΑΛΟΚΑΓΑΘΊΑ » Цветочный уголок » Цветы в истории и легендах


Цветы в истории и легендах

Сообщений 31 страница 40 из 53

31

http://s59.radikal.ru/i166/0911/da/4f03abf8c62c.jpg

Египет

http://i079.radikal.ru/0911/39/94b7079c4c3a.jpg

В Египте роза посвящалась Изиде, она символизировала чистую любовь, освобожденную от страсти и плотских удовольствий. Может поэтому, лепестки роз использовались в невероятном количестве во время пиршеств, наверное, чтобы предотвратить гнев Изиды и получить ее благосклонность. Пол зала, где проходили пиршества, на треть метра устилался лепестками роз; ими набивали подушки на ложах, а из фонтанов била розовая вода.
Роза была любимым цветком Клеопатры. Принимая своего возлюбленного Марка Антония, царица осыпала его лепестками красных роз, которые в стране сфинксов и пирамид считались символом страсти горящего любовью сердца. Любила она розу не только за ее красоту, но и за то, что она помогла вернуть ей любимого. В те времена было принято бросать в вино лепестки роз с венка того, к кому чувствуешь особенное расположение, и выпивать это вино. Плиний пишет что, когда Антоний стал очень подозрительным и не доверял никому, даже Клеопатре, то она велела пропитать свой венок ядом. А во время пира, когда Антоний бросил несколько роз с венка Клеопатры к себе в бокал, царица остановила его и велела привести осужденного на смерть, которому и дала выпить это вино со словами: «Посмотри, Марк Антоний, как я могла легко от тебя избавиться, если бы только смогла без тебя жить». После этого пира два величайших правителя не расставались, а розы стали еще и символом примирения.

Рим

http://i068.radikal.ru/0911/14/189d0c9bbaa0.jpg

Древний Рим не уступал Египту в поклонении розе. В период Римской республики роза была символом нравственности и наградой за выдающиеся деяния. Считалось, что роза вселяет мужество и бесстрашие. Римские воины, готовясь к сражениям, одевали венки из роз вместо шлемов, а их щиты украшало изображение розы.
В домах веточку розы вешали над столом как символ молчания и тайны. Она напоминала собеседникам о том, что не все сказанное за столом должно быть известно посторонним. Отсюда появилось выражение «sub rosa dictum», что означает: сказал под розой, или совершенно секретно.
Позднее, во времена падения Римской империи, отношение к розе изменилось. Теперь роза представляла собой предмет роскоши. Лепестки роз были везде и всюду, ими набивались подушки, матрацы, усыпались полы залов, столы, каждый гость обязательно был в венке из роз и даже рабы, прислуживающие у столов, были в розовых венках. Некоторые пиршества были настолько пышными, что розы, используемые на них, обходились в бочонок золота. Из лепестков роз делали напитки и яства: пудинги, желе, знаменитый розовый сахар и другие сладости, которые и сейчас готовят на востоке.
Культ розы превзошел границы возможного. Патриции засыпали розами любимых матрон, некоторые велели усыпать розовыми лепестками даже поверхность моря, когда отправлялись на галерах на прогулку.
Девушки окуривали себя фимиамом из роз, привораживая любимых... Гладиаторы умащивали тело розовым маслом, чтобы быть непобедимыми в жестоких играх. Во время пиров псевдопоследователи Эпикура возлежали на ложах из лепестков роз и прекрасные рабыни осыпали их дождем из нежных лепестков. А однажды во время пира на гостей обрушилась такая лавина лепестков роз, что часть гостей в них задохнулась...
Во времена правления императора Нерона корабли сквозь штормы и бури, исполняя его безумные приказания, доставляли из далекой Африки лепестки роз.

Франция

http://s56.radikal.ru/i151/0911/14/2b70ef5a51bf.jpg

Вероятно, по причине такого отношения римлян к «королеве цветов» первые христиане объявили розу языческим цветком греха, пресыщенности и разврата.
Однако табу длилось недолго: цветок не может отвечать за людские ошибки. И в XIII веке французский граф Шампаньи Тибо VI привозит в свой замок трофей из крестового похода – махровую розу. Французы, ценители совершенства и изысканности, полюбили розу с первого взгляда, и она быстро завоевала Европу.
Во Франции, как и в Риме, вошли в моду венки из роз, называли их «шапель». Любопытно, что от этого слова произошло «шапо» – шляпа, так что мы обязаны розе происхождением названия головного убора.

Великобритания

http://i073.radikal.ru/0911/43/dc020a94db06.jpg

В Англии роза стала элементом геральдики королевских домов, потомков династии Плантагенетов. Алая роза вошла в эмблему одной ветви династии - Ланкастеров, а другая ветвь – Йорки, взяли в свою эмблему белую. Поэтому и война между Генрихом VI Ланкастером и Эдуардом IV Йоркским была названа войной алой и белой розы (1455-1485). Как символ окончания столь длительной и бессмысленной междоусобной войны и примирения враждующих сторон был выведен необычный сорт розы. На одном кусте распускались розовые и белые бутоны, а розу так и назвали – York-and-Lancaster.
Розы на английской свадьбе использовались не только для создания букета. По традиции перед свадебной процессией должен был идти ребенок, облаченный в костюм ангела, и осыпать путь молодых к церкви лепестками роз. Ступая по лепесткам, жених и невеста, как гласят поверья, очищаются от старых грехов, проблем, плохих воспоминаний, что немаловажно для счастливой будущей совместной жизни.

Китай

http://s49.radikal.ru/i126/0911/3a/8c3a2341d470.jpg

В китае чайная роза считается цветком власти и провозглашена официальным символом Пекина.
Розой увлекался и великий Конфуций, посвящая свои поэзии ее красоте и запаху и воспевая ее как царицу цветов.
Говорят, что из 18.000 томов, составляющих библиотеку китайского императора, более 500 трактуют только о розе и что в императорских садах она растет в таком количестве, что цветы ее дают ежегодно более, нежели на 50.000 франков эссенции.

Израиль

http://i040.radikal.ru/0911/14/180b78375658.jpg

Знали ли древние евреи розу, - является вопросом спорным, так как некоторые ученые находят, что встречающееся в Библии еврейское слово «шошам» переведенное Лютером слово «роза», обозначает не розу, а красную лилию.
С другой стороны, по Талмуду красная роза выросла из неповинно пролитой крови Авеля и потому должна служить украшением каждой еврейской невесты в день ее свадьбы.
Скорее всего, однако, евреи ознакомились с ней не ранее VII столетия, до Р.Х., так как до этого времени изображение ее не встречается ни на одном из папирусов.

Россия

http://s47.radikal.ru/i116/0911/23/8b97db9af840.jpg

В наши края роза попала в XVI веке, но долгое время ее распространение ограничивалось лишь садами царского двора и особо приближенных ко двору сановников.
Более обширное развитие «розоводство» получило во времена Петра I и Екатерины II. Роза стала настолько популярным и ценным цветком, что благодаря ей одна крепостная семья получила вольную. Первый русский канцлер граф Г.И. Головкин был большим ценителем роз. Для удовлетворения его прихотей был разбит огромный розовый сад, а для ухода за ним поставлен специальный садовник, выписанный из Англии. Разумеется, англичанин один был не в силах справиться с таким огромным количеством роз, и граф дал ему в помощь несколько крепостных. Один крестьянин оказался настолько хорош в этом деле, что превзошел английского садовника. Головкин был в таком восторге, что отписал вольную крепостному и всей его семье. Последним его повелением было, чтобы они именовались Розановыми и никак иначе. Бытует мнение, что распространенная в России фамилия Розанов пошла именно от этого крестьянина. Но самое главное, что у нас появились свои мастера, которые смогли распространить знания по уходу за розой.
И сейчас королеву можно встретить практически в любом парке, а в цветочных павильонах она стоит на первом почетном месте.

http://i040.radikal.ru/0911/b3/827156ebef74.jpg

0

32

Гиацинт

http://s48.radikal.ru/i119/0911/25/65a68c093eca.jpg

Название цветка «гиацинт» по-гречески означает «цветок дождей», но греки одновременно назвали его цветком печали и еще «цветком памяти» о Гиацинте. Юный сын царя Спарты Гиацинт был так прекрасен, что затмевал красотою даже богов-олимпийцев. Красивому юноше покровительствовали боги южного ветра Зефир и Аполлон. Однажды Аполлон и Гиацинт состязались в метании диска. Все выше и выше вздымался бронзовый снаряд, но отдать предпочтение кому-либо из спортсменов было невозможно – Гиацинт ни в чем не уступал богу. Напрягая последние силы, метнул диск Аполлон под самые облака, но Зефир, опасаясь поражение друга, так сильно подул, что диск неожиданно ударил в лицо Гиацинту. Рана оказалась смертельной. Аполлон опечаленный смертью юноши, превратил капли его крови в прекрасные цветы, чтобы память в нем вечно жила среди людей.
Если смотреть на растение сбоку, то каждый его цветок напоминает две греческие бкувы – ипсилон 9 с которой начинается греческое имя Гиацинт) и перевернутую альфу, где как бы слились первые буквы Гиацинта и Аполлона.
Отношение к растению у древних греков тоже носило двойственный характер. В принципе, цветок считался символом печали, горя и смерти. Однако в дни свадеб подруги невесты украшали ими волосы, а в наше время цветы и луковицы гиацинтов вывешиваются в Греции в качестве предохранительных амулетов над дверями деревенских домов.
В той же Древней Греции гиацинт считался символом умирающей и воскресающей природы.

0

33

Легенды об орхидеях

http://i067.radikal.ru/0912/a7/c6a87372b300.jpg

Неудивительно, что издревле орхидеи были овеяны множеством легенд и сказаний. Все прекрасное мгновенно обрастает мифами. В разное время легенды об орхидеях возникали и в Китае, где они известны с 8 века до н. э., и в Латинской Америке и позднее в Европе.

Красивая легенда - о происхождении орхидей - зародилась в Новой Зеландии. Племена маори, очарованные красотой орхидей, были уверены в их божественном происхождении. Давным-давно, задолго до появления людей, единственными видимыми частями земли были заснеженные пики высоких гор. Время от времени солнце подтаивало снег, заставляя тем самым воду бурным потоком спускаться с гор, образуя при этом восхитительные водопады. Те, в свою очередь, бурлящей пеной неслись в сторону морей и океанов, после чего, испаряясь, образовывали кучерявые облака. Эти облака в конце концов совсем заслонили от солнца вид на землю.
Однажды солнцу захотелось проколоть этот непроницаемый покров. Пошел сильный тропический дождь. После него образовалась огромная радуга, обнявшая все небо.
Восхищенные невиданным доселе зрелищем бессмертные духи - единственные тогда обитатели земли - стали слетаться к радуге со всех даже самых отдаленных краев. Каждому хотелось отхватить местечко на разноцветном мосту. Они толкались и бранились. Но потом все уселись на радугу и дружно запели. Мало-помалу радуга прогибалась под их тяжестью, пока наконец не рухнула на землю, рассыпавшись при этом на несметное количество мелких разноцветных искорок.
Бессмертные духи, доселе не видевшие ничего подобного, затаив дыхание наблюдали за фантастическим разноцветным дождем. Каждая частичка земли с благодарностью приняла осколки небесного моста. Те из них, которые были пойманы деревьями, превратились в орхидеи.
С этого и началось триумфальное шествие орхидей по земле. Разноцветных фонариков становилось все больше и больше, и уже ни один цветок не осмеливался оспаривать право орхидеи называться королевой цветочного царства.

http://i028.radikal.ru/0912/75/ae30f1306930.jpg

Легенда о белой орхидее
Юноша по имени Жуан получил королевский приказ, найти в джунглях Южной Америки редкую орхидею экзотического цвета для украшения дворца. Поиски оказались опасными и трудными и несколько недель спустя, в бреду и лихорадке, полуживой, Жуан добрался до деревни. Деревенские жители дали ему кров в небольшой деревенской церквушке и позаботились о нем, как смогли. Когда Жуан пришел в себя, он был изумлен, увидев великолепную белую орхидею, растущую прямо на кресте церковной крыши. Он попросил священника отдать ему это растение, но получил твердый отказ.
Священник пояснил это, тем, что во времена страшного голода, которые сопровождались длительной засухой, деревенские жители начали колебаться в своей христианской вере. И чтобы вернуть назад жителей деревни от их язычества священник пообещал, что дожди наступят, как только жители деревни пожертвуют храму их наиболее ценную вещь.
Поверив священнику люди принесли великолепную орхидею, которую они сняли с алтаря своих языческих богов и прикрепили на церковный крест. Как только они это сделали, небо затянулось тяжелыми тучами, и начался ливень. Когда гроза закончилась, деревенские жители с удивлением заметили, что дождь смыл всю окраску с лепестков орхидеи и теперь цветы стали белыми и прозрачными, как луна.

http://s59.radikal.ru/i165/0912/62/afcfad073e63.jpg

Индейцы Амазонки дали орхидеям поэтичное название - "дочери воздуха".
Когда-то в стране четырех частей света обитали, наслаждаясь теплым общением, боги. Среди них выделялась своей неописуемой красотой богиня Орхидея. Молодая богиня, дочь бога честности и богини радости, больше всего в своей жизни ценила свет, поэтому она никогда не замечала тени от божественных тел, падающие на землю.
В любом движении Орхидея слепо видела только нежность. Её глаза были не способны замечать грубое и безобразное, темное и монотонное. Во всём она видела бесконечную гамму цветов, безграничную вибрацию света.
За столь необычное видение некоторые боги осуждали Орхидею в нехватке мудрости, в избыточной доброте и иллюзорном восприятии действительности. Это привело к розни между богами.
Часть богов обвиняла мать Орхидеи, считая, что избыток радости в процессе воспитания в детстве отнюдь не способствует полноценному духовному развитию. Боги требовали, чтобы в воспитании души присутствовали элементы равнодушия ко всякой радости и печали. Эти боги придерживались патриархальных принципов планетарной жизни. Они призывали к такому виду мыслительной деятельности, при котором фрагментарность непременно проявлялась бы как зло. Только познание целого есть добро.
В конце концов боги-консерваторы обвинили добрую Орхидею в невежестве и отсутствии мудрости, а в божественной стране четырех частей света невозможно было существовать, не имея достаточной мудрости, поэтому появилась угроза жизни Орхидеи.
Боги-консерваторы твердо защищали свои позиции, ибо в противном случае они сами могли бы быть обвинены в невежестве.
В божественном мире не может быть и речи о невежестве. Вот почему из-за Орхидеи разрозилась жестокая борьба среди могущественных богов.
Другая часть богов выступала в защиту Орхидеи, оправдывая её особое видение как феномен прогресса, обещающего более просторное будущее в пространстве, которое наполнится новыми запасами света. Эти либерально настроенные боги объясняли поведение Орхидеи как мудрое и осознанное равнодушие к грубости и безобразию. Они воспринимали Орхидею как более возвышенную сущность. Они пытались использовать образ Орхидеи как некое разрушительное орудие, которым можно было бы уничтожить невежество, проникнувшее в божественный мир.
В то время как боги, разделившись на два лагеря, пытались изолировать Орхидею, один из молодых богов влюбился в её добрую душу ни разу не видя. Он лишь слышал о её видении окружающего мира. Этого бога звали Арчи. Он покровительствовал всем видам искусства.
Но любовь Арчи к Орхидее вовсе не сулила ему удачи и благосклонности. Ведь Орхидея видела мир без теней, свет - без тьмы, линию - без цвета, воздух - без облаков, дождь - без воды.
Орхидея будто слепая видела только свой собственный внутренний мир, а Арчи не мог обучать людей искусству без признания теней и жестких линий. Из-за любви к Орхидее, он практически потерял свое мастерство. Это могло угрожать ему изгнанием из божественного мира, но Арчи ничего не мог поделать с собственной страстью к Орхидее.
Орхидея, узнав о любви Арчи к ней, сильно захотела встретиться с ним. Но боги запретили им видеться до окончания философского суда над Орхидеей, а судебные дебаты длились без конца.
Тогда Арчи решил воспользоваться своим искуссным мастерством и ловкостью похитил Орхидею из её божественной темницы. Такой поступок был не простителен в мире богов. Это считалось прямым насилием и невежеством.
Арчи был изгнан раз и навсегда из страны четырех частей света. Это означало вечное скитание по лесам и слезы.
Узнав об этом, Орхидея закрыла глаза и, погрузившись в вечный поиск возлюбленного, превратилась в лесной цветок.
Говорят, в сезон дождей Орхидея особенно часто примеряет яркие одежки.


Многие орхидеи столь необычны, что даже подчас напоминают сказочных драконов и прочих фантастических существ.
Цветки многих тропических орхидей напоминают пауков. Согласно мифу, простая девушка из Лидии по имени Арахна была такой искусной мастерицей, что никто не мог сравниться с ней ни в прядении, ни в ткачестве. Высокомерно заявив, что даже боги не превзойдут её в мастерстве, Арахна вызвала на соревнование саму Афину. Ковёр, вытканный богиней, был великолепен. Но Арахна не испугалась соперничества и на своём ковре она изобразила любовные похождения Зевса и других богов. Разгневанная Афина ударила девушку и разорвала её работу. С горя Арахна повесилась. Но Афина спасла её и превратила в паука. Образ мифической праматери всех пауков можно увидеть в цветках орхидей арахнис воздухоцветной (Arachnis flos-aeris) и аэрантес пауковидной (Aeranthes arachnithes).

http://i005.radikal.ru/0912/28/fc645a65ad33.jpg

Причудливые цветы орхидей не раз давали повод для всевозможных домыслов и фантазий. Вспомнить хотя бы рассказ Герберта Уэллса об орхидее, питавшейся неосторожными путешественниками, или фильм о маленьком цветочном магазинчике ужасов. И, как это ни странно, многие до сих пор верят, что в джунглях дождевых тропических лесов живут хищные орхидеи, цветки которых глотают уж если не людей, то мелких животных и насекомых - это точно! На самом деле цветки орхидей, как и цветки прочих покрытосеменных растений, являются органами размножения, а не питания. Их задача - привлекать и удерживать опылителей, не причиняя им вреда.

http://s44.radikal.ru/i104/0912/0e/b316cc813850.jpg

0

34

Легенды о примулах - ключи весны

[реклама вместо картинки]

Как трогательно после долгой зимы появление этих первых крошечных цветов, которые пробуждаются прямо из-под снежных проталин с первыми жгучими лучами весеннего солнца. Название «примула» имеет латинское происхождение, «примус» означает «первый».
Нежные примулы люди полюбили еще в средневековье, возвеличив в ранг легендарного цветка. За красоту и раннее цветение, уставшим от долгой холодной зимы людям это цветок символизировал собой возрождение, нес надежду на приближение долгожданного рая на земле — наступление теплой и солнечной весны.

До сих пор пересказывают старое как мир Евангелие об апостоле Петре, которому Иисус Христос вручил ключи от Царствия Небесного, чтобы укрепить его в деле духовного покровительства верующим. Охраняя ворота, узнал Петр про существование поддельных ключей, и от волнения, что не сможет доблестно выполнить волю учителя своего, выронил из рук связку золотых ключей. Падая от звезды к звезде, попали ключики на нашу землю.Отправил апостол вдогонку за ними ангела небесного, чтобы он перехватил ключи и доставил обратно. Поспешил ангел за связкой, но не догнал — упали ключи прямо в землю. Поднял ангел ключики, полетел обратно, отдавать Петру. А на земле с тех пор прямо из того места, где упали ключики, каждый год с приходом весны вырастают желтые — золотые примулы, первоцвет весенний, открывая дверь теплу...

В древнегерманских сагах первоцвет также символизирует ключи богини весны — Фреи.

Фрея — молодая и красивая, повелительница семьи и счастливого брака у скандинавских народов, носила на шее радужное ожерелье, которое подарили ей злобные карлики — гномы, предвещая несчастья. Очарованная красотой этого сияющего, радужного ожерелья, Фрея не могла отакзаться от подарка, даже желала его получить. Когда же возвратилась она домой — то обнаружила исчезновение любимого мужа Одда. Отправилась Фрея на его поиски в своей колеснице, запряженной кошками. Долго искала она Одда, но никто о нем ничего не слышал. Много плакала бедная Фрея, пока отыскала любимого Одда, а слезы, падающие на землю, проникали вглубь и обращались в золотые цветы примулы. В скандинавии примулы называют с тех пор ключами Фреи — ключами весны.

0

35

Бархатцы

http://s03.radikal.ru/i176/0912/60/ece8e068a6f0.jpg

Латинское название растение получило в честь сына Гения и внука Юпитера – Тагеса (Тагета). Этот персонаж древнегреческой мифологии прославился тем, что умел предсказывать будущее. Тагес был мальчиком, однако его интеллект был необычайно высок, и он обладал даром предвидения. Похожие мифы существовали и у этрусков. Тагес предстал людям в виде младенца, которого пахарь нашёл в борозде. Ребёнок рассказал людям о будущем мира, обучил гадать по внутренностям животных, а затем исчез также неожиданно, как и появился. Предсказания бога-младенца были записаны в пророческие книги этрусков и преданы потомкам. В Китае бархатцы являются символом долголетия, поэтому их называют «цветами десяти тысяч лет».
В индуизме этот цветок олицетворялся с богом Кришной. На языке цветов бархатцы означают верность.

0

36

Вербена

http://i042.radikal.ru/0912/7b/11f66d5dd235.jpg

Как часто в старинных книгах встречается название этого растения. От самого этого слова веет тонким ароматом засушенных цветов, ароматом давно прошедших времен. Какие же тайны связаны с этим скромным цветком?
Вербену называли слезой Изиды, слезой Юноны, жилкой Венеры, кровью Меркурия и даже святой травой. Ее полагалось выкапывать при восходе Сириуса, чтобы «никто не видел: ни Солнце, ни Луна». Прежде чем выкопать ее корень из земли, надо было обвести вокруг него магическое кольцо золотым или серебряным предметом. Железо убивало чародейственную силу вербены.
Эти процедуры совершались лишь раз в году, при свете Венеры или Меркурия, а для того чтобы вербена помогла приворожить возлюбленного, надо было копать ее в последнюю неделю месяца. Копать полагалось левой рукой, а затем держать на воздухе до тех пор, пока на нее не падет роса, и только с восходом солнца забрать домой.


http://s44.radikal.ru/i104/0912/66/9b6ae85e4537.jpg

Обладатель «священной травы» мог спокойно взять в руки любое ядовитое животное. Исполнялись все его желания. Вербена не только приносила богатство, но и помогала его сохранить.
Ее сок был способен закалить железо при ковке орудия.
От нее бежали прочь привидения и нечистая сила.
Счастливец, имеющий волшебную вербену при себе, был неуязвим во время боя, ни кинжал, ни шпага, ни меч не могли его поразить. Вербена лечила от всех болезней. Она дарила память и способности новорожденному, приносила в дом благоденствие, а на поля — урожай. Послы, отправляющиеся в стан неприятеля для переговоров о мире, несли в руках веточки вербены. Считалось, что вербена поможет успешно вести дипломатическую беседу, сделает всякого человека остроумным, веселым в компании и приятнейшим собеседником. Обладатель вербены мог заслужить всеобщую любовь, а дети, имеющие ее при себе, хорошо учились.
Даже лошади, украшенные вербеной, должны были быстрее бегать и становиться сильнее.
Когда-то Плиний Старший писал, что галлы кропили настоем травы вербены помещение, в котором происходило пиршество, для того, чтобы трапеза была веселой. Истолченная и приготовленная в вине, она будто бы давала напиток против укусов змей.
Друиды благоговели перед вербеной, считая ее способной разжигать любовь, мирить врагов и удалять злых духов.
Так проходит земная слава. Трудно поверить, что от былой славы вербены не осталось почти ничего. если не считать, что ее применяет народная медицина при болезнях печени, общей слабости, головных болях. Во всех частях этого растения был обнаружен ядовитый гликозид вербенамин.
Вербена лекарственная (Verbena officinalis) из сем. Вербеновых — многолетнее травянистое растение, с мелкими цветками, расположенными многоцветковыми редкими колосьями. Встречается вербена в европейской части нашей страны. Растет в тенистых, влажных местах и как сорняк — в полях, садах и возле дорог.
Но ведь что-то же все- таки было?!!

0

37

Легенды о маке

http://i076.radikal.ru/0912/2c/cda8a088a22f.jpg

Мак - символ плодородия, забвения, праздности

Есть несколько легенд и мифов связанных с появлением мака. Легенды о маке.
Мак - мифопоэтический образ - знак сна и смерти, а цветущий - небывалой красоты, также символ неувядаемой молодости и женского очарования.
Символ Великой Матери, означающий Мать-Деву, ночь. Посвящен всем лунным и ночным божествам. Символизирует плодовитость, плодородие, забвение, праздность.
Китай: уход от дел, отдых, красота, успех; однако, как источник опиума - распад и зло.
Христианство: сон, невежество, безразличие. Кроваво-красный мак олицетворяет страдания Христа и сон смерти.
Греко-римская традиция: период сна и смерти растительного мира, эмблема Деметры (Цереры), Персефоны, Венеры, Гипноса и Морфея.

http://s60.radikal.ru/i170/0912/83/d56d02d31cde.jpg

Когда Господь создал землю, животных и растения, все были счастливы, кроме Ночи. Как ни старалась она при помощи звезд и светящихся жучков рассеять свой глубокий мрак, слишком много красот природы она скрывала, чем всех отталкивала от себя. Тогда Господь создал Сон, сновидения и грезы, и вместе с Ночью они стали желанными гостями.
Со временем в людях пробудились страсти, один из людей даже задумал убить своего брата. Сон хотел остановить его, но грехи этого человека мешали ему подойти. Тогда Сон в гневе воткнул свой волшебный жезл в землю, а Ночь вдохнула в него жизнь. Жезл пустил корни, зазеленел и, сохраняя свою вызывающую сон силу, превратился в мак.
Мак служил символом плодородия из-за своей большой плодовитости. Поэтому он является постоянным атрибутом Геры (Юноны) - богини плодородия и супружества. Храм и статуя богини плодородия и супружества - Геры (Юноны) на острове Самос украшались маковыми головками. С маком в руке всегда изображалась богиня жатвы - Церера (Демитра). Из цветков мака и хлебных колосьев плели венки, которыми украшали ее статуи. Часто саму богиню называли Меконой (от греческого mecon, makon - мак).

http://s39.radikal.ru/i086/0912/cf/36421d686e34.jpg

Древние греки считали, что этот цветок был сотворен богом сна Гипносом для Деметры, когда она настолько устала в поисках своей пропавшей дочери Персефоны, которую украл Аид, повелитель подземного царства мертвых, что не могла более обеспечивать рост хлебов. Тогда Гипнос дал ей мака, чтобы она заснула и отдохнула.
С маком иногда изображали Персефону - ее представляли обвитой гирляндами маковых цветов - как символ спускающегося на землю в это время покоя. По древнеримской легенде - он вырос из слез Венеры, которые она проливала, узнав о смерти прекрасного юноши Адониса. Согласно буддийской легенде, мак вырос на земле, которую коснулись ресницы засыпающего Будды.
Мак называют "слепой удар", поскольку яркий красный цвет мака действует ослепляюще, и "слабая голова", т.к. запах его цветов вызывает головную боль.
Этот цветок является атрибутом Гипноса. Его изображали в виде лежащего или сидящего юноши или ангела с опущенными крыльями, несущего в руках маковые головки, иногда с венком из маковых головок на голове.
"Прекрасный, юный бог сна Гипнос. Он неслышно носится на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога снотворный напиток. Нежно касается он своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не могут противиться ему ни смертные, ни боги, ни даже сам громовержец Зевс: и ему Гипнос смыкает грозные очи и погружает его в глубокий сон..."

http://s48.radikal.ru/i120/0912/16/c252396d35b7.jpg

Он был атрибутом бога смерти - Танатоса, поэтому его изображали в виде юноши с венком из мака, но с черными крыльями, в черном одеянии и гасящего опрокинутый горящий факел. Царство сна Морфея было засажено маками.
Мак так же считается цветком ангелов, так как его употребляют для украшения церквей в день Сошествия Святого Духа. Маленькие дети, одетые ангелочками, идут в этот день в процессии перед священником, несущим Святые дары, и осыпают дорогу перед ним маковыми цветками.
Усыпляющие и обезболивающие свойства мака были хорошо известны во времена античности. Теофраст, которого называют "отцом ботаники", дал весьма чёткое описание мака и его целебных свойств. В древних медицинских рукописях маковый сок упоминается как напиток, погружающий человека в сон на время хирургических операций.
Гомер писал, что Елена Прекрасная облегчала маковым соком страдания воинов, раненных во время Троянской войны. Вергилий назвал мак "lathean" - "дающий забвение". Гиппократ говорил, что маковый сок может служить питательным и укрепляющим средством. Диоскорид предупреждал, что сок мака может убить, если его выпить слишком много. В XVI веке появилась первая предостерегающая книга ботаника и врача Таберне-Монтануса (Якоба Теодоруса) - "Сок маковых семян", в которой говорилось об опасности чрезмерного употребления мака.
Существующее во многих местностях поверье, будто мак растет всегда в обилии на полях битв. Главным основанием этого народного поверья послужила, конечно, красно-кровавая окраска его цветов. Но на самом деле обилие здесь мака легко объясняется тем, что на этих полях обыкновенно не пускают пастись скот, вследствие чего мак имеет больше времени для вызревания и, рассевая ежегодно многочисленные семена, со временем чуть не сплошь покрывает эти поля своими ярко-красными цветами. Народ, однако, уверен, что это не цветы, это кровь убитых, которая поднимается из земли и, превратившись в кровавые цветы мака, просит живых молиться об упокоении грешных душ погибших. Детей запугивают тем, чтобы они не ходили на поля мака, так как цветы его высасывают кровь. И называют их "sprokelloem" -"цветы привидений".

http://s53.radikal.ru/i139/0912/b2/46b03daef4e8.jpg

В народной поэзии мак известен как знак кратковременного счастья: "Проходит мой век, как маковый цвет".

http://s60.radikal.ru/i168/0912/20/e4269f48a431.jpg

0

38

Календула - "маленький календарик"

http://i025.radikal.ru/0912/0e/93656e79f414.jpg

Календулу называют цветком солнца, так как ее оранжевые цветки поворачиваются вслед за солнцем, распуская лепестки на свету и собирая в тени. По этой же причине календулу когда-то называли "хозяйский циферблат" и "невеста лета". Древние римляне считали, что растение извещает о начале дня и ночи как своеобразный календарь, отсюда произошло и название растения: «календарик», «маленький календарь» ,  отмечающий  каждый день. Современные махровые формы настолько увеличили соцветия, что цветок уже почти не закрываются на ночь - но название, конечно,  осталось. А ноготками растение названо за форму семян — они действительно похожи на них.
Как лекарственное средство календула использовалась еще древними греками и римлянами при различных заболеваниях — плохо заживающих ранах, фурункулах и карбункулах,  горячке, злокачественных опухолях и др. Римляне пили чай из календулы для того, чтобы снизить температуру, а соком из раздавленного цветка сводили бородавки. Во времена Римской империи календулу также использовали для фальсификации специй. Бедные люди, а также мошенники лепестками календулы заменяли дорогой шафран, создавая так называемые «пряности  для бедняков».
Интересно, что этот цветок использовался еще и в гадательной практике. Загадав и верно определив, какой из цветков раньше других закроется на ночь, можно было узнать, «любит или не любит», «сбудется или не сбудется». 

http://s51.radikal.ru/i134/0912/d6/57414258610f.jpg

Знаменитый арабский врач и мыслитель Ибн Сина (Авиценна) (979–1037) писал, что календула помогает при воспалении седалищного нерва, от всех ядов, особенно при укусах ядовитых животных. Свежий сок календулы он предлагал женщинам при задержке менструаций и при отравлении лекарством. Диоскорид подчеркивал опасность календулы для беременных - «если беременная женщина введет календулу в виде свечек, то сразу выбросит плод».
Высоко ценил календулу средневековый армянский врач XV в. Амирдовлат Амансиаци. В  книге «Ненужное для неучей» (XV век) он рекомендовал применять при отеках  мазь календулы, изготовленную на масле,  сок — пить натощак при отравлении всеми видами ядов, припарки из измельченного корня растения ставить на спину — для увеличения половой возбудимости, сок из корня пить для успокоения зубной боли и при насморке.
Лечебная ценность календулы была хорошо известна в европейской медицинской практике XІІ–XIV вв. Святая Гильдегарда из Бингена (1098–1170) рекомендовала употреблять календулу при отравлениях, мигрени, для лечения парши и других заболеваний кожи. Средневековые алхимики и знахари считали, что календула содержат силу солнца, ее собирали в полдень в солнечный день, складывали в банки, выставляли на солнце и через несколько дней получали  сок, которым лечили раны.
Арабы включали сухую календулу в  рацион своих знаменитых скакунов: считалось, что именно ей они обязаны своей скоростью и неутомимостью, поскольку календула укрепляет кровеносные сосуды.

http://i018.radikal.ru/0912/62/19d3401ba3bc.jpg

Средневековый травник «Hortus sanitatis» («Сад здоровья»), изданный в 1485 г., также рекомендовал календулу как эффективное средство для лечения ран. Там же утверждалось, что «один лишь взгляд, брошенный на календулу, отгоняет плохое расположение духа и улучшает зрение».
Календулу как декоративный цветок  любила французская королева Маргарита Валуа – та самая «королева Марго».  В Люксембургском саду в Париже стоит статуя, которая изображает ее  с цветком календулы в руках.
Благодаря своей красоте, календула вообще была очень популярна в садах Европы. Шекспир упомянул ее в  "Зимней сказке": "Вот Вам цветы: лаванда, мята, майоран; календула, что спать ложится вместе с солнцем, и с ним встаёт..."
Английское название растения marigold (золото Марии) связано с тем, что в средние века календула была одним из цветков, посвященных Богородице.
В популярной в 16-ом веке книге "Спутник дамы" женщинам рекомендовалось натощак съедать немного варенья из лепестков календулы как средство против плохого настроения.
Календула в средневековых представлениях  символизировала  постоянство в любви,  а  в любовной ворожбе была средством приворота. Удивительно, что вместе с этим цветки календулы использовали как средство против колдовства. А иногда знахари при лечении больных предлагали им просто смотреть на цветки календулы, читалось, что болезни при этом должны уйти сами собой…


http://i054.radikal.ru/0912/0c/a803c2848f75.jpg

http://www.herbologia.ru/443.html

0

39

Образ клена в русских сказаниях

http://s39.radikal.ru/i086/0912/c1/6b5352371c81.jpg

Очень поэтичен образ клена в русских сказаниях. Для женщины это символ молодого мужчины, стройного и сильного, доброго и любимого.
... Закрою его след листом кленовым - не полюбится он другой. Если не слышит милый , что мелют злые языки, смотрит только в глаза мои, то не вянет клен за окошком. Натяни струну звонкую на сухую ветвь клен -дерева, спой мне песню свою разудалую.
Но не поет свою песню милый мой, строит он корабль легкокрылый кленовый, чтобы уйти в края неведомые, поиграть силушкой нерастраченной.
Буду снова ждать-горевать, клену кланяться, воротился чтоб милый мой, чтобы снова зазеленел клен листом широким, приветливым...
Клен на Руси считали деревом, в которое превращен человек. Вспоминаете сказку "Два клена"? В ней Баба-Яга превратила двух братьев в клены. Поэтому наши предки никогда не рубили кленовое дерево на дрова и не подкладывали листья клена под хлеб в печи ( в листе клена видят ладонь из пяти пальцев).
Превращение человека в клен - один из популярных мотивов славянских сказаний: мать "закляла" непослушного сына или дочь, а музыканты, шедшие через рощу, где росло это дерево, делали из него скрипку, которая голосом сына или дочери рассказывает о вине матери.

http://s55.radikal.ru/i150/0912/78/2857a0bf5575.jpg

Раскудрявый клен зеленый, лист резной,
Я влюбленный и смущенный пред тобой,
Клен зеленый, да клен кудрявый,
Да раскудрявый, резной! (из песни: "Смуглянка")

Кленовый лист выступает как эмблема Канады. В Китае и Японии кленовый лист считают символом влюбленных, поэтому очень часто в восточном искусстве мы можем увидеть изображение клена.
При внимательном изучении пятиконечные листья большинства пород кленов напоминают растопыренные пять пальцев человеческой руки; кроме того, пять концов кленового листа символизируют и пять чувств. В конце шестидесятых годов листок канадского клена превратился еще и в символ мира и любви, обращаясь не только к нашим пяти физическим чувствам, но также и к высшим, духовным.

http://i029.radikal.ru/0912/1b/bbad0a5c1fa4.jpg

0

40

Агава, или трезвость – норма жизни

http://i004.radikal.ru/0912/f0/aae3436dbd2e.jpg

У властелина древнегреческого города Фивы Кадма, согласно мифам, и прекрасной богини Гармонии, дочери Зевса и Афродиты, родилась дочь, наречённая Агавой. Agave в переводе с греческого означает благородная, замечательная, превосходная, видная. Был у Агавы и родной брат, правивший Фивами до рождения её сына, Полидор. Пенфей превзошёл во власти родного дядю и стал властелином, но правление его над Фивами было также недолгим.

Однажды в Фивы явился Дионис – греческий бог виноградарства и виноделия. Родившийся недоношенным из бедра Зевса-отца, спасшего ему жизнь после смерти матери, долго скитавшийся в странствиях, прибыл Дионис на родину матери, чтобы обучать виноделию, виноградарству, пропагандировать свой культ. Жители Фив встречали бога с ликованием, сопровождая массовыми гуляньями и празднеством. Только родственницы по матери – родные тётки – отказывались признавать его божественное происхождение, и ставили под сомнение факт отцовства Зевса над Дионисом. Никак не хотели они уверовать, что смертная сестра их Семелла могла быть женою бога.
До глубины души оскорблённый и разгневанный Дионис доказал своё божественное могущество на деле, наслав на фиванских тёток состояние экстаза. Опьянённые безумием, отправились они вслед за шествием на склоны горы Киферон, предаваться в лесу вакханическим оргиям.

http://s43.radikal.ru/i101/0912/78/5b9d30030367.jpg

Но, вернёмся к Пенфею. В те времена, задолго до Троянской войны, когда боги ходили по земле вместе со смертными жителями, в Фивах проживал прорицатель Тересий. Он-то и предсказал Пенфею смерть от бога, которого тот не признает и не будет почитать. При появлении Диониса, Пенфей не признал родства с двоюродным дядей, а повелел изгнать его из города, закрыть за ним и перед ним ворота. Когда же Дионис проник чудесным образом в Фивы, его поймали и посадили под затвор. Но в вакханическую ночь обнаружили исчезновение Диониса, а тюремный замок оказался открытым.
Снедаемый любопытством, негодующий, Пенфей отправился на гору, чтобы посмотреть собственными глазами на чествование культа Диониса. Взору его открылись дикие оргии вакханок, в которых участвовала его мать Агава. Иступленная экстазом, женщины приняли его за зверя, набросились и растерзали. Оторванную голову сына Агава надела на кол, и с ликованием и восторгом возвратилась в Фивы. А когда наступило протрезвление, оказалось, что предсказание Тересия сбылось. Горю Агавы не было конца.
Наверное, с тех самых пор в Мексике из растения агава делают спиртные напитки пульке и текилу.

0


Вы здесь » КАЛОКАГАТИЯ - ΚΑΛΟΚΑΓΑΘΊΑ » Цветочный уголок » Цветы в истории и легендах


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно