В замке Эллинорра Любовь без границ Ирена Цибърска на сервере Проза.ру Данута Рексць на сервере Стихи.ру Елена Несмеяна на сервере Стихи.ру

КАЛОКАГАТИЯ - ΚΑΛΟΚΑΓΑΘΊΑ

Объявление

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Чехов Антон Павлович 

 

 

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КАЛОКАГАТИЯ - ΚΑΛΟΚΑΓΑΘΊΑ » Цветочный уголок » Цветы в истории и легендах


Цветы в истории и легендах

Сообщений 41 страница 50 из 53

41

Сон — трава

http://s40.radikal.ru/i090/0912/e3/27974e26313e.jpg

Сон трава напоминает собой пушистый подснежный тюльпан. И название сон пришло к ней из древности. С растением связано очень много легенд, сказаний и поверий. Одно из них — древнерусское — утверждает, что цветок этот способен навевать сон. Это легенда о ленивых монахах, в которых хитрый бес, переодевшись в воина, бросал из-под тишка сон-траву, блуждая по храму. Упавший на одеяние монаха цветок тут же погружал его в сон. Монахи забывали о молитвах и службе, а нечесть праздновала победу и глумилась тем временем над миром.

http://s51.radikal.ru/i132/0912/f1/e1b790bc8271.jpg

Есть у сон-травы ещё одно легендарное название прострел. Связано оно с такой сказкой: заприметил один из архангелов, что прячется и корчит ему рожи за мохнатыми кустиками сон-травы разная нечeсть. Разозлиося архангел, взял да метнул в каждый куст громовую стрелу и поверг нечистую силу. С тех пор обходит она прострел стороной, боится и приближаться.

Так и повелось в народе поверье, коль положить цветок сон-травы под голову — можно увидеть вещий сон. Приснится юноша или девушка — это к счастью. А приснится что-то страшное или нехорошее — к беде. Носили прострел при себе для защиты от бесовской силы и козней. Дом закладывали новый — под угол клали прострел, чтобы мир хозяевам в доме том был.

http://s56.radikal.ru/i153/0912/0c/2acf140330fb.jpg

Научное название сон-травы Pulsatilla patens в переводе с латинского означает «толкать» (Pulsatilla). Это название подчеркивает покачивание растения, словно толкаемого ветром.

0

42

Асфодель цветок теней и мертвых душ

http://s41.radikal.ru/i092/0912/52/d16b66e030d8.jpg

Асфодель - легендарный цветок, ставший известным благодаря выдающемуся историку-летописцу Гомеру и его произведению Одиссее. Со времен Древней Греции асфодель получила печальную славу. Полевое растение со звучным названием асфодель семейства лилейных, распространенное на юге Европы, по преданию, росло в царстве мертвых Аид. Труды Гомера свидетельствуют также, что растение применялось в пищу бедными жителями древнегреческого города Аркадии. Первоначально основным питанием населения Аркадии являлись желуди, а корни и семена асфодели приносились в жертву умершим душам, а в последствии появились и в рационе живых, их употребляли до тех пор, пока греки не открыли новые злаковые культуры. Как оказалось, в корневище асфодели содержится крахмал. В подземном царстве асфодели устилали луг, по которому гуляли души умерших. Судя по легендам, Древние Греки сажали этот цветок на могилах умерших с верой в то, что они тоже нуждаются в пище...

Роберт Грейвс, английский историк и литератор, в своем труде "Мифы Древней Греции" описывает царство мертвых, ссылаясь на древние письмена - Иллиаду и Одиссею Гомера, труды Платона и Павсания, Метаморфозы Овидия и других греческих летописцев. Попавшие в Аид души оказываются на Асфоделивых лугах, которые простираются вплоть до города Эреба с дворцом повелителя преисподней Гадеса и жены его Персефоны. Слева от дворца Гадеса растет белый кипарис, под которым протекают воды реки Леты - воды забвения, утоляющие жажду душ умерших. Если души были признаны богами, и прошли инициацию, они боялись пить воду из Леты: рядом протекала река Памяти. Чтобы помнить себя и иметь надежду на возрождение, эти души пили воду из нее. Во всех греческих мифах прослеживается вера и надежда на возрождение после смерти, у греков считалось, что даже богиня Персефона - царица подземного царства, может быть доброй и милостливой, и подарить душам усопших то, что они пожелают.


http://s48.radikal.ru/i119/0912/33/db19e62049a4.jpg

От Асфоделивого луга идет распутье трех дорог, на котором сидят боги Радамант, Эак и Минос, встречают тени мертвых и судят их души. Радамант судит азиатов, Эак - европейцев, а Минос участвует во всех судах и помогает выносить верный приговор. Греки верили, что после суда на распутьи тени отправятся по одной из трех дорог. Вершением суда человека, который жил праведной жизнью, боги преисподней направляли в город Элисиум, где царит вечный праздник, льются музык и песни. Греки верили, что в загробном мире есть счстливая обетованная земля, где никогда не заходит солнце, и эта земля уготована только праведникам. Если душа человека была отягощена тяжкими преступлениями и жизнь неправедной, боги преисподней отправляли душу тени в поле мук по второй дороге. А если умершая душа во время суда не была признана праведной, но боги не смогли доказать ее неправедность, эти тени отправлялись по третьему пути - обратно в Асфоделивые луга, бесцельно блуждая среди толп себе подобных.

http://i034.radikal.ru/0912/6e/308218d56399.jpg

С тех пор за цветами асфодели сложилась траурная репутация, этот цветок избегают высаживать в своих садах. Печальный и бледный образ Асфодели стал цветком-символом, вдохновляющим людей культуры и искусства, которые, как те самые неприкаянные души, находятся в постоянном творческом поиске. И в заключении этой легенды об Асфодели нельзя не вспомнить стихотворение Осипа Мандельштама "Меганом":

Еще далеко асфоделей
Прозрачно-серая весна,
Пока еще на самом деле,
Шуршит песок, кипит волна.
Но здесь душа моя вступает,
Как Персефона в легкий круг,
И в царстве мертвых не бывает
Прелестных загорелых рук.

Зачем же лодке доверяем
Мы тяжесть урны гробовой
И праздник черных роз свершаем
Над аметистовой водой?
Туда душа моя стремится,
За мыс туманный Меганом,
И черный парус возвратится
Оттуда после похорон.

Как быстро тучи пробегают
Неосвещенною грядой,
И хлопья черных роз летают
Под этой ветреной луной.
И, птица смерти и рыданья,
Влачится траурной каймой
Огромный флаг воспоминанья
За кипарисною кормой.

И раскрывается с шуршаньем
Печальный веер прошлых лет,—
Туда, где с темным содроганьем
В песок зарылся амулет.
Туда душа моя стремится,
За мыс туманный Меганом,
И черный парус возвратится
Оттуда после похорон!

0

43

Эдельвейс — серебряный цветок

http://s47.radikal.ru/i116/0912/c4/9956838a4df4.jpg

К цветкам эдельвейса хочется применить поэтическое сравнение с перламутровыми жемчужинами или лучистыми серебряными звездочками, потому что растут они у самого поднебесья. Недаром во Франции цветок эдельвейса зовут альпийской звездой, а в Италии — серебряным цветком скал.

У народов гор цветок эдельвейса является символом счастья и любви, и даже существует очень красивая и печальная легенда о его возникновении. Пылкие сердца двух влюбленных не могли жить друг без друга. Но судьба распорядилась иначе — им предстояло расстаться навсегда. Мысль о предстоящей разлуке вселяла обоим ужас. Единственный выход, как им казалось, остаться вместе навсегда — это умереть. Юноша и девушка решили вместе погибнуть, сбросившись со скалы, чем жить друг без друга. После их смерти скалы укрылись в знак торжественной и печальной победы любви над судьбой белоснежными цветами эдельвейса...
С тех пор у народов гор цветок эдельвейса так же является символом мужества и стойкости. Влюбленный парень одаривает девушку букетиком эдельвейсов, чтобы выразить безмерную любовь к своей единственной. Если девушка подарит эдельвейсы юноше — это свидетельствует о её презрении к нему, о слабости мужчины.

http://s09.radikal.ru/i182/0912/79/5a3f72ac7f84.jpg

Другая легенда об эдельвейсе ещё более невероятна. Будто на высоких неприступных скалах живут сказочные красавицы с длинными волосами и когтями, с помощью которых они легко передвигаются по вершинам и камням даже ночью. Эти сказочные существа в женском обличии рассевают и бережно ухаживают за цветами эдельвейса, ревностно сохраняя тайну их существования от людей. Сорванные цветки не вянут, а высушнные — надолго остаются в первозданном виде, сохраняя сказочную красоту. Смельчаков, желающих украсть у красавиц их прекрасные серебряные звезды, они бежалостно сбрасывают в пропасть. И только тем, чьи побуждения сорвать эдельвейс навеяны искренней и преданной любовью к своей единственной, они позволяют это сделать и остаться вживых, даря влюбленным цветок — талисман любви.

http://i017.radikal.ru/0912/c4/dc579b00a03d.jpg

0

44

Барвинок

http://s50.radikal.ru/i130/0912/83/d1a726461770.jpg

Это привлекательное многолетнее растение с вечнозелёными кожистыми листьями и васильково – синими цветочками в словаре Даля описано как "растение могильник, гроб-трава" за то, что высаживается это декоративное неприхотливое растение на могилах как знак постоянной памяти об умерших. В диком виде распространён в лиственных лесах средней полосы Европы, лесостепях и степях правобережной Украины, в Карпатах.

Этот ползучий полукустарник часто образует целые заросли – коврики, устилающие лесные поляны, благодаря способности стеблей легко укореняться. Длина стеблей этого растения достигает 40 – 90 см. Отсюда происходит и латинское название растения Vinca: оно образовано от слова vincio, которое означает обвязывать, обвивать. Растение принадлежит к семейству кутровых, является глубоко любимым и воспетым украинским народом в стихах и песнях. Известно, что из 6 тысяч народных украинских песен в каждой 10-15 упоминается барвинок. Всем известны слова из песни : “Несе Галя воду, коромисло гнеться, а за ней Iванко, як барвiнок в'еться”, где образ юноши ассоциируется с цветком барвинка. Цветок этот у украинского народа является символом девичьей чести, юношеской красоты, молодости, крепкого брака, взаимной любви.

По одной из легенд, барвинок был наделён характерной только ему особенностью – выносливостью. И произошло это следующим образом. Барвинок очень долго и сильно переживал, что по образу и подобию слишком походил на фиалку душистую синими цветками, но та напрочь затмевала его собой, благодаря аромату, и отнимала всю человеческую любовь и внимание.
Как-то раз барвинок посетовал богине Флоре: "Я красив, но меня никто не замечает и не любит. Дай же мне звучное имя или надели чарующим запахом, чтобы я стал броским, чтобы и меня заметили и полюбили..."
Мудрая богиня Флора подумала и решила так: "Ты обладаешь терпением и выносливостью, наделю тебя самым долгим периодом цветения, чтобы успевал зацвести раньше фиалки, и продолжал цвести после её смерти."

Есть ещё одна украинская легенда, повествующая о том, откуда пошло название цветка. В давние – предавние времена в зажиточной благополучной семье родился единственный сын, которого любящие родители нарекли именем Бар. Мальчик рос на радость маме с отцом красивым и здоровым. Любовались им старые старики и старухи, молодые молодцы и девицы.

И вот стали на него заглядываться красные девицы – пришла пора ему жениться. Многим был он мил и люб, да по сердцу Бару пришлась одна девушка по-имени Винка. Другая же, крепко полюбившая Бара, загоревала, что не выбрали её в жёны. Мать её владела колдовскими чарами и была ведьмой. Решила отомстить за дочь: пришла в день свадьбы Бара с Винкой, произнесла магическое заклинание, окропила колдовским зельем, и в тот же миг оба они исчезли. Кинулась мать Бара к тому месту, где только что стояли молодые, залилась горькими слезами... Как вдруг из каждой обронившейся слезинки стали вырастать из земли неведомые никому синенькие цветочки. С тех пор и прозывают их люди – барвинком.

0

45

Магия растений

http://i054.radikal.ru/1001/0f/6ba1c3085ef2.jpg

Человеческая натура с давних времён и по настоящее время склонна строить предположения, опровергать и оспаривать, подвергать сомнению, критике различные мало объяснимые явления, но при этом всегда свято и самоотверженно верить во что-нибудь сверхъестественное.
Благодаря этому свойству человеческой души родилось множество наук и теорий, легенд и преданий. Но как и те, так и другие, факты и вымыслы, осознанно либо бессознательно передаются из поколения в поколение. Учёные, следуя по стопам древних целителей, знахарей и жрецов, создают научные открытия, подтверждающие правоту древних. Теперь довольно трудно точно сказать, когда и кем были созданы и научно обоснованы такие отрасли медицины как фитотерапия или гомеопатия. Даже зародилось совершенно новое направление в науке – иероботаника – о влиянии растений на судьбу человека. Возможно, в скором будущем найдутся научные подтверждения магической силы растений. А пока это всего лишь легенды и придания. Но – какие!..

Славно известные кельтские друиды свято поклонялись духам растений. Сбор и заготовка омелы сопровождались церемониальным обрядом с принесением в жертву быков. Считалось, что омела защитит их жилища от опасности, тёмных сил, недугов. Влюблённым, целующимся под ветвями омелы, обеспечивался крепкий долговечный брак. По сказаниям омела открывает замки и и охраняет дома, отводит молнии, способствует зачатию и бережёт ребёнка от кражи, подвешенная к колыбели.
Обряд украшать жилища в канун христианского праздника Святой Тройцы ветвями деревьев, крапивой и аиром болотным, корнями уходит к истокам язычества и имеет некоторое сходство с обрядами друидов. Принято считать, что растения в этот день наделены особой силой изгонять нечисть, горести и напасти, оздоравливать обитателей домов. А любой сорняк, сорванный в этот день в огороде и «посаженный» вверх корнем изведёт бурьян со всей грядки.
Ношение при себе пары листиков крапивы в кармане на одежде способно оградить от нечистой силы, придать человеку храбрости и смелости. Сжигание стебелька крапивы во время дождя, спасёт человека от удара молнии. Произнесение в лунную ночь имени болеющего (держать при этом крапиву вверх корнем) приводит к долгожданному его исцелению отправляясь на рыбалку, необходимо потереть руки крапивой – к удачному улову.
Талисманом семейного счастья, любви и бессмертия издревле у многих народов считался базилик. Его носили с собой, прикрепляя к одежде.
Цветок барвинка, сорванный в 11-ую ночь после полнолуния, использовался в любовных приворотных зельях и снадобьях. Барвинок, выращенный в саду у дома, приносил хозяевам счастье. Являлся так же символом смерти и возрождения.
Вербные ветви, особенно в праздник Вербного Воскресения, использовали для защиты как людей, так и скота – домашних животных – от болезней.

В ночь на Ивана Купала плели венок из травы зверобоя, проводили в нём всю ночь, считая, что сохранённый высушенный венок будет уберегать весь год от болезней и порчи. Зверобой подкладывали в обувь, чтобы уберечься от колдовства, зашивали в матрасы, чтобы избавиться от ночных кошмаров и испуга во сне. Вместе с папоротником раскладывали по полям и сенокосам, чтобы уберечь от града и дождя урожай или сено. Цветение папоротника, которое по поверьям, приходится в летнюю ночь на Ивана Купала, помогает увидавшему отыскать клад и жить безбедно всю жизнь.
Растение белена считалось колдовским зельем, и получило дурную репутацию. Ей приписывалось свойство (в результате опьяняющего галлюциногенного действия алкалоида скополамина) наделять человека возможностью общения со сверхъестественным миром. Её употребляли в недобрых намерениях.
Пастушьи посохи вырезались исключительно из веток ясеня, под которым (по Скандинавским мифам) не может проползти змея.
Ветви и листья лаврового дерева у древних греков и римлян – священный символ, дарующий видение будущего носящему на голове лавровый венец, или способны ограждать от молнии и других природных катастроф. А плющ поможет сохранить верность и любовь к своей половинке, если носить на голове из него венок.
Вербена, служившая «пластырем» кровоточащим ранам распятого на Голгофе Христа, сорванная после прочтения над ней молитв, может служить талисманом на долгую жизнь.

Фиалка, источающая аромат, являлась у далёких предков оберегом от тоски, уныния, хандры и лени. У древних греков настой из цветков фиалки был средством любовного эликсира.
Смотрящий на огонь сквозь цветущий кустарник дельфиниума мог уберечь глаза от болезней.
Найденный четырёх раздельный лист клевера ведёт к феноменальному познанию человеком языка цветов, деревьев, птиц и животных, равносильно цвету папоротника, принесёт любовь, здоровье, деньги и славу.
Репейник, по старинным верованиям, растение злое для человека, и как рассадник нечести использовалось из худших побуждений.
Кусочки веток или древесины от тиса при ношении с собой сохранит от нападения бешеного животного. Тени тиса боится нечистая сила. Посаженный у входа в дом, тис спасает от эпидемии, отваживает зло.

Колыбельные для младенцев в старину делали исключительно из берёзы, так же как и мётлы, и веники. Прихваченный в баню берёзовый веник по сложившимся убеждениям, отметает всякое зло. А зонтик укропа обязательно подвешивали в люльку младенца, чтобы его ожидала счастливая судьба.
Высушенная лаванда, уложенная в изголовье или под подушкой, оберегает спящего во сне.
Несколько желудей в кармане продлевают жизнь. Девясил брали воины в долгий поход, чтобы тот придал им сил до самого возвращения домой. Листья боярышника, взятые на рыбалку, так же сулили отличный улов.
И, напоследок, нельзя не вспомнить о страшной губительной силе в борьбе с нечистью и злом, обыкновенного чеснока. Даже в греческой мифологии в борьбе с колдовством Гермес дал Одиссею чеснок. У древнерусского народа чеснок был и остаётся самым сильным оберегом, защищающим от порчи, сглаза, ведьм и колдунов и прочей нечистоты.

0

46

Аконит свидетель подвигов Геракла

http://s56.radikal.ru/i153/1001/14/f7cd650dea77.jpg

Легенда об аконите связана с самым отважным 12-ым подвигом Геракла - возвращением из Царства мертвых Аид, о котором свидетельствовали древние рукописи Гомера, Геродота, Плутарха, Овидия, Плиния и других античных историков и философов. Интерпретация мифов и легенд знаменитым английским поэтом, романистом и переводчиком, изучающим историю и мифологию Древней Греции, Робертом Грейвсом позволяет окунуться в представления древних о законах природы и происхождении мира. Последний 12 подвиг Геракла (хотя порядок совершения подвигов, как отмечает исследователь Роберт Грейвс, у разных древних авторов составлен по-своему), был самым трудным и заключался в том, чтобы привести из Царства мертвых Аида пса Цербера.

Геракл отправился в греческий город Элевсин, чтобы принять участие в мистериях - празднование, дата которого на острове Крит выпадает на месяц боэдромион "бегущий за помощью", (совпадающий с сентябрем по нашему календарю), предположительно в период осеннего равноденствия. Устраивались мистерии эллинами в честь победы Тесея над амазонками и ликвидации матриархата. Это ритуальный и драмматический обряд символизировал подготовку Царя-жреца к смерти, переходу в царство мертвых Аид и надежду на возрождение, которое наступит в день зимнего солнцеворота (солнцестояния). В мифе про 12-й подвиг Геракл выступает в качестве царя-жреца, идущего в царство мертвых и возвращающегося оттуда в сопровождении сторожевого пса Цербера, свидетельствуя о смерти и воскресении. Поскольку Геракл не был афинянином (греком), его усыновил здесь Пилий, над ним провели обряд очищения от обагренных в предыдущих подвигах кровью рук, одели миртовый венок (он служил у греков прдвестником смерти в день зимнего солнцестояния) и взяли клятву о неразглашении тайны. И после этого Геракл спустился в Аид. По пути Геракла сопровождали Афина и Гермес, а мифический перевозчик душ умерших по имени Харон, напуганный воинственным образом Геракла, даже не потребовал плату, доставляя на другой берег через ядовитые воды реки Стикс, за что потом был наказан Гадесом (Аидом). Ступив из качающейся лодки на берег, Геракл встретил мертвых душ, которые пустились наутек. Остались лишь страшные образы Горгоны и Мелеагры, но Гермес унял страх воина, убедив, что перед ним только тени умерших. Геракл по дороге к Аиду еще освободил своих друзей, участвовал в поединках, и когда подошел к воротам Аида, у входа его встречал брат Зевса Гадес - властелин Царства мертвых (он же Аид, символизирующий у греков образ неминуемой смерти) с трехглавой женой Гекатой - богиней трех дорог (которая имела голову кобылицы, собаки и льва), олицетворявшую надежду на возрождение после смерти. (У римлян эти боги именуются Аид и Персефона).

http://s09.radikal.ru/i182/1001/a4/04eac12d0dc5.jpg

Геракл потребовал выдать ему Цербера, на что Гадес ответил: "Он твой, если сумеешь приручить его не прибегая к оружию". Летописцы говорят, что Геракл нашел трехголового Цербера сидящим на цепи, а вместо шерсти развивались змеи, и крепко взял его за шею. Цербер пытался вцепиться и разорвать тело Геракла, но сила героя победила в схватке и заставила пса подчиниться. Первоначально в ранних мифах Цербер был пятидесятиголовым, но более поздние жители эллады сократили его головы до трех, как у хозяйки Гекаты. Возвращаясь из Аида, Геракл тащил пса за собой. Цербер сопротивлялся, дневно
й свет слепил его глаза, а из всех трех глоток доносился свирепый лай. По зеленеющим полям текла слюна из трех пастей Цербера, по следам которой вырастало ядовитое растение - аконит. По дороге Геракла ожидало еще много сражений и передряг, но мы продолжим речь об аконите. Исследовавший труды греческих летописцев, Роберт Грейвс, рассказывает в своей книге "Мифы Древней Греции" о том, что Геракл обнаружил еще и другие травы: лечащий все недуги гераклеон или дикий ореган, а также сидерийский гераклеон, имеющий на тонком стебле красный цветок и листья, похожие на листья кориандра, который заживлял любые раны, нанесенные железом; вызывающую головокружение и одурманивание белену. Кроме того, Геракл нашел Нимфейский гераклеон, корень которого напоминает палицу, а название было дано в честь полюбившей Геракла нимфы, которая покинутой умерла от ревности. Это растение было описано в трудах Плиния "Естественная история", как средство, лишающее мужчин силы на двенадцать дней.

http://s14.radikal.ru/i187/1001/7c/3e7948d20642.jpg

По мнению Роберта Грейвса, аконит использовался фессалийскими колдуньями в изготовлении "мази для полетов", так как яд аконита имеет парализующее действие и вызывал у ведьм онеменее ступней и рук, дающее ощущение оторванности от земли, невесомости тела. Автор отмечает, что открытие известного своим жаропонижающим средством аконита могло быть приписано афинянами Гераклу еще и за подвиг изгнания разносивших лихорадку птиц из Стимфала.

0

47

Петров Крест

Мамина-Сибиряка "В болоте. Из записок охотника.":

"- Травку-то?.. А хорошая травка, божья травка... Петров Крест прозывается.
Старушка принесла несколько стебельков и подала мне; Петров Крест походил на ландыш, только был длиннее и имел мясистый белый корень в форме раздвинутых пальцев.
- Почему эта травка Петровым-Крестом называется? - спросил я, продолжая рассматривать отдельные стебельки.
Старушка выбрала один стебель, повернула его вверх корешком и подала мне: корешок имел неправильную форму креста. Дальнейших объяснений не требовалось."

http://s42.radikal.ru/i098/1001/7c/14bc922db2f1.jpg

Петров Крест чешуйчатый Lathraea squamaria распространён в тенистых широколиственных и смешанных лесах Европы и Кавказа, паразитируя на корнях деревьев и кустарников – лещины, ольхи, черёмухи, ясеня, граба, бука, липы. Корневище сильно разветвлённое, с бело-розовыми мясистыми чешуйками, имеет крестообразное ветвление. Цветоносный стебель 8 – 25 см высотой, так же покрыт чешуйчатыми листьями. Крупные цветы собраны в кистевидное поникающее соцветие. Цветение наступает в апреле-мае. Петров Крест является достаточно редким исчезающим видом.

Возвращаясь к произведению Мамина-Сибиряка, привлекает внимание описание корневища, напоминающее неправильную форму креста. Не трудно предположить, что названия растения обосновано библейским сюжетом, по которому перевёрнутый крест является и известен как символ распятия святого апостола Петра. По Новозаветным мотивам, Пётр был простым рыбаком с именем Симон, бедным и малограмотным. После встречи с Крестом, он, воспламенённый верой, последовал за Учителем, оставив тяжкое ремесло, кормившее его, дом, имущество и семью, положившись на Бога. Проповедуя христианские заповеди, Пётр обращал к вере тысячи человек. Силой своей веры излечивал безнадёжных больных. Претерпевая гонения, преследования, побои и поругания иудеев, страдающий, но терпящий, продолжал он странствовать и проповедовать.

http://s42.radikal.ru/i095/1001/0e/b9bb7da905d2.jpg

Во времена правления римского императора Нерона тысячи приверженцев христианства подвергались сжиганию и распятию на кресте. Но вера бесстрашно вела Петра до конца. Когда же две жены Нерона обратились во христианство, император велел распять Петра на кресте в 67 году нашей эры. И только однажды вера Петра была подломлена и предана сомнению, когда Пётр накануне ареста и казни Христовой трижды от Него отрёкся. Это малодушие и слабость были предсказаны Петру в откровениях Господних и прощены за смирение и глубокое его покаяние. Бог простил Петра, чтобы утвердить и укрепить в вере в милосердие в противовес малодушию, удостоил чуда – видеть воскресшего Христа. Испытав горечь за свою слабость и непрерывно каясь, Пётр искренне искупал свой грех до конца жизни. И в момент своей казни, считая себя недостойным быть распятым так же, как Иисус Христос, попросил казнить его головою вниз. 29 июня по старому и 12 июля по новому стилю христианами отмечается праздник – окончание Петрова Поста. Казнь произошла в Риме, а в Константинополе в честь апостолов Петра и Павла был возведён храм. И в заключение этой истории хотелось бы снова обратиться к "В болоте", чтобы больше никому не требовалось никаких объяснений: - Для чего же тебе эта травка? - А хорошая травка, барин, пользительная... помогает во многих болестях: когда к сердцу подкатит, поясницу ломит, от головы... От всего пользует.

0

48

Легенды о подснежниках

Все первые цветы мы традиционно называем "подснежниками", хотя на самом деле подснежником является галантус - только один вид из множества первоцветов. Издавна первоцветы в лице подснежника считались эмблемой надежды и, конечно, подснежник часто становился героем различных легенд и сказаний…

http://s001.radikal.ru/i194/1001/9c/173922efb0c1.jpg

Однажды старуха-Зима со своими спутниками Стужей и Ветром решила не пускать на землю Весну. Все цветы испугались угроз Зимы, кроме подснежника, который выпрямил свой стебелёк и продавил брешь в толстом снежном покрывале. Увидело Солнце его лепестки и согрело землю теплом, открыв дорогу Весне.
По одной древней легенде, подснежники были первыми цветами на земле. Когда Бог изгнал Адама и Еву из рая, на земле была зима и шел снег. Ева замерзла и стала плакать. Снежинки пожалели ее и несколько из них превратились в цветы. Ева очень обрадовалась этому. У нее возникла надежда на прощение, а цветы - подснежники - с тех пор стали символом надежды.

http://s004.radikal.ru/i208/1001/4e/5653e76f7cb1.jpg

Другая легенда повествует о том, что богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику кипельно белый. Но снег тоже захотел принять участие в карнавале, хоть наряд ему не полагался. И он стал просить цветы поделиться с ним одеянием. Цветы, боясь холода, не откликнулись на его просьбу, и только подснежник укрыл его своим хитоном. С тех пор снег и подснежник неразлучимы друг с другом, как друзья.
Существует одна давняя история, которая по своему сюжету напоминает волшебную сказку.
Давным-давно жили-были брат и сестра. Родители у них умерли рано, оставив домик на краю леса, и дети были вынуждены заботиться о себе сами. Брат промышлял охотничьим ремеслом, а сестра же хлопотала по хозяйству. И вот однажды, когда брата не было дома, решила сестра набрать снега почище, чтобы вымыть полы в горнице. Весна только вступала в свои права, и поэтому снега в лесу было еще немало. Взяла сестра два ведра и пошла в лес. Забрела она довольно далеко от дома. Но девушка хорошо знала лес, потому и не боялась заблудиться. Вот только другая беда ее здесь подстерегала: старый леший, объезжая на хромом волке свои владения, увидел девушку, и смекнул, что ему бы такая опрятная хозяйка не помешала. Схватил он ее и повез в свою берлогу. Но девушка не растерялсь - рванула веревочку бус из речного жемчуга, оставшихся от матери и стала помечать свой путь бусинками. Но они проваливались бесследно в снег. Поняла девушка, что не найти ее брату и горько заплакала. Сжалилось ясное солнышко над горем сироты, растопило снег и на том месте, куда падали жемчужинки, выросли первые весенние цветы - подснежники. По ним-то брат и нашел дорогу в берлогу лешего. Как увидел леший, что его убежище обнаружено, завизжал и пустился наутек. А брат с сестрой вернулись в свой дом и зажили счастливо.

http://s57.radikal.ru/i158/1001/88/5c28982f77f3.jpg

А вот еще одна красивая польская легенда о происхождении подснежника.
На дворе стояла суровая зима. В избушке, стоявшая в горах, жила семья. Отец семейства пошел по свету в поисках работы, а жена и двое детей остались его ждать. Под конец января вдруг занемог мальчик и знахарка определила недуг, но для его лечения нужны были свежие цветы и листья. Отправилась тогда его сестра в поисках растений и увидела, что все кругом сковано льдом и покрыто снегом. Бросилась она на землю и стала горько плакать. Эти горячие и сердечные слезы девушки пробили снежный покров, добрались до земли и разбудили нежные цветы - подснежники. Они начали пробивать себе дорогу через толстый слой снега и, наконец, выползли на поверхность. И всюду, где плакала девочка, поднимались из земли белые цветы. Юная красавица нарвала их, принесла домой, и братишка был спасен.
Есть и немецкая версия истории происхождения подснежника.
Когда земля впервые окуталась снегом, ей очень не хватало зеленой травы, цветов и прекрасных растений. И тогда белый подснежник достался холодной зиме и колкому снегу, как предвестник уходящих морозов. Подснежнику снег так обрадовался, что позволил цвести прямо под своим холодным покрывалом.

http://i060.radikal.ru/1001/a0/3a5128248907.jpg

В Румынии и в некоторых странах существует один прекрасный весенний обычай. Первого марта все люди дарят своим любимым или родным и близким небольшой подарок - Мартеница. Это два шелковых шнурочка с кисточками на концах, сплетенные вместе (один должен быть белого, а второй красного цвета) и цветок (чаще всего это - подснежник), сердечко или что-нибудь другое. Таким образом, люди отмечают приход весны, считая первое марта своеобразным праздником весны и любви.
А сама легенда звучит следующим образом. Однажды Солнце спустилось в одном селе в виде молодого человека, чтобы немного повеселиться. Злой Змей долго сторожил его, а потом выкрал среди людей и закрыл в своем дворце. Мир загрустил, птицы перестали петь, источники перестали течь и звенеть, а дети забыли, что такое веселье и смех. Мир погрузился в мрак, печаль и уныние. И никто из жителей не посмел бороться со страшным Змеем.
Но нашелся один смелый юноша, который вызвался спасти Солнце. Многие люди снаряжали его в дорогу и давали ему свою силу, чтоб он мог побороть Змея и освободить Солнце. Путешествие продолжалось все лето, всю осень и всю зиму. Нашел парень дворец Змея, и завязался бой.
Юноша победил Змея и освободил Солнце и оно поднялось на небо. Ожила природа, люди обрадовались, но отважный юноша не успел увидеть весну, так как был смертельно ранен. Его теплая кровь стекала из раны и текла на снег. Там, где снег таял, вырастали белые цветочки - подснежники, вестники весны. Последняя капля крови упала на белый снег. Умер мужественный юноша.
С той поры в честь освободителя мира от тьмы и грусти молодые люди сплетают два тонких шнурочка с кисточками: один белый и один красный. Они дарят их девушкам, которых любят, или близким и родным. Красный цвет обозначает любовь ко всему прекрасному, напоминая цвет крови юноши, а белый цвет символизирует здоровье и чистоту подснежника - первого весеннего цветка.

http://s006.radikal.ru/i213/1001/c1/fecdb5ec06f2.jpg

0

49

Легнда о ежевике

http://s002.radikal.ru/i197/1001/75/b7f3921d4cb3.jpg

Легенда поясняет также одно из свойств ежевики, приписанное ей народным поверьем. В благодарность за то, что ежевика укрыла от евреев, Христоса, он сказал: «Пусть твоя верхушка станет корнем». С тех пор, по народному представлению, верхушки ежевики, когда разрастаются, они прогибаются, уходят в землю и дают новые корни. Есть вариант, связывающий ежевику с ветхозаветными персонажами. Авраам посылает Исаака за вином, однако Измаил опережает Исаака и приносит ежевичную бражку, выдавая ее за вино, сделанное из винограда. Тем не менее, Авраам благословляет растение, которое дает такой прекрасный напиток и благословляет его, говоря, что пусть как только ветка ежевичного куста коснется земли - она даст в тот же час новые корни. Это предание объясняет также, почему виноград требует труда при возделывании: потому что он не получил благословения от Авраама.
Греки называли ежевику кровью титанов, которую те, по одной из легенд, пролили на землю в жестокой битве с богами.

http://s004.radikal.ru/i205/1001/f2/b256c5428dc9.jpg

Ежевику называют в народе скупой травой. В одном селении жил богатый, но скупой человек. Было у него две дочери. Красивые, но тоже очень жадные. Из-за их скупости никто не брал их в жены. Пошел их отец к черту и стал просить, чтобы его добро и дочери никому не достались, чтобы он превратил дочерей в колючки, преградившие путь к его сокровищам. Черт с радостью согласился. Сделал он старшую дочь ежевикой. В этот час пролетающий ангел рассказал это Божьей Матери, но она не успела спасти старшую дочь от острых шипов. Осталась она ежевикой. А младшую спасла, превратив ее в малину. Так и растет на заливных лугах, по берегам рек и ручьев, в лесах колючая старшая сестра.

0

50

http://s003.radikal.ru/i201/1001/0b/82a77596551b.jpg

Греческий миф повествует о том, как Клития, дочь царя Вавилона, была покинута в любви богом-солнцем Аполлоном, поскольку он обратил свое внимание на ее сестру Левкотою. Ревность Клитии стала причиной смерти ее сестры. Иссохла нимфа и превратилась в цветок, с венцом любимого солнца, на протяжении всего дня ищущий не небе след своего возлюбленного. Современная символика трактует гелиотроп как символ преданности.
Посвящен Аполлону и является травой откровенности. Как курение - усиливает способность ясновидению сомнамбул. (Если магнетизировать сомнамбулу стеблем этого растения, то она даст настоящие откровения.) Положенный под подушку, он вызывает пророческие сны, особенно если вы хотите узнать, кто вас обокрал. Гелиотроп также используется в благовониях для изгнания не чистой силы и в лечебных мешочках с сухими травами. Если принести гелиотроп в церковь, то неверные жены не смогут из нее выйти. Растение способствует предвидению и изгнанию нечистой силы.
Альберт Великий писал: "Собранная в августе, когда Солнце находится в знаке Девы, эта трава имеет чрезвычайно полезные свойства. Так, будучи завернута в лавровый лист (Солнце) вместе с волчьим зубом (Марс) и носима на себе, не допускает вредить и злословить носящего, но наоборот, заставляет говорить о нем и делать для него все лучшее."
Гелиотроп защищает от врагов, помогает человеку проявить свои лучшие качества, выдвинуться, занять почетное положение, способствует состояниям откровения.

http://s002.radikal.ru/i199/1001/f3/c32753c4c520.jpg

История подсолнечника уходит своими корнями в третье тысячелетие до нашей эры. Исследования показывают, что уже в то время, еще до "одомашнивания" злаков, цветок культивировался североамериканскими индейцами. Семечки его ели, использовали в качестве лекарства, вырабатывали красители. Инки поклонялись подсолнечнику, как священному цветку.
В Европу "Солнечный цветок" попал в 1510 году, его "дикарем" привезли испанцы из Северной Америки. Поначалу подсолнечником украшали клумбы и палисадники. Позднее из диких видов селекционеры получили крупноплодный сорт. Прошло почти 200 лет, когда в 1716 году в Англии, был зарегистрирован патент на получение подсолнечного масла. А первое упоминание о промышленном выращивании подсолнечника датируется 1769 годом.
В Россию цветок привезли из Голландии в XVIII веке. Однако, тут стоит оговориться. При раскопках древних городищ на территории Подмосковья, датируемых VII-V веками до нашей эры, находили семечки подсолнуха. А на стенках сосудов, где держали продуктовые запасы, сохранились остатки масла, очень похожего по своему составу на подсолнечное. Вероятно, наши предки знали и даже культивировали это растение, но по каким-то причинам цветок со временем забыли.
Так или иначе, подсолнечник отсчитывает свои года на Руси со времен Петра Великого. В течение первой сотни лет "жизни" в России цветок сажали, чтобы иметь "маленькое солнышко" на своем огороде, а "лузганье семечек на завалинке" было самым любимым отдыхом крестьян и купечества. Вельможи не жалели денег на устройство клумб с заморским цветком. В Москве его, как невидаль, выращивали даже у кремлевской стены.

http://s002.radikal.ru/i197/1001/b1/bed025b1f6e7.jpg

Подсолнечное масло широко используют как основу для приготовления масляных растворов, пластырей и мазей, применяют как слабительное и желчегонное средство при лечении воспалительных заболеваний кишечника и желчнокаменной болезни и для профилактики атеросклероза. Назначают его по 1-2 столовые ложки 3-4 раза в день. Местно прокипяченное масло подсолнечника рекомендуют в качестве заживляющего средства при свежих ранах и ожогах в виде масляных повязок.

0


Вы здесь » КАЛОКАГАТИЯ - ΚΑΛΟΚΑΓΑΘΊΑ » Цветочный уголок » Цветы в истории и легендах


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно