В замке Эллинорра Любовь без границ Ирена Цибърска на сервере Проза.ру Данута Рексць на сервере Стихи.ру Елена Несмеяна на сервере Стихи.ру

КАЛОКАГАТИЯ - ΚΑΛΟΚΑΓΑΘΊΑ

Объявление

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Чехов Антон Павлович 

 

 

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КАЛОКАГАТИЯ - ΚΑΛΟΚΑΓΑΘΊΑ » ПУТИ ГОСПОДНИ... » Болгарские православные праздники


Болгарские православные праздники

Сообщений 1 страница 10 из 16

1

18 августа и 19 октября отмечается память святого Иоанна Рыльского

[реклама вместо картинки]

Преподобный Иоанн Рыльский (болг. Иван Рилски, около 876 село Скрино на правом берегу реки Струмы — 946 Рильский монастырь) — святой Болгарской Церкви, наиболее почитаемый святой покровитель болгарского народа. Подвизался на территории современных Болгарии и Македонии, в пещере гор Рила.
Его мощи «времени не малу прешедшу», обретены были нетленными и перенесены в Софию (в то время Средец), откуда, во время войны был похищены венграми, но в 1187 снова возвращены в Софию. Царь Иван II Асень в 1195 перенёс их в Тырново, а в 1469 они были перенесены в Рильский монастырь, где остаются и поныне. Близ села Скрино, где родился Иоанн, ныне есть Руенский монастырь Св. Иоанна Рыльского (на болг.).

Считается покровителем города Рыльска Курской области. В его честь в городе построена церковь Ивана Рыльского и названа наиболее высокая часть береговой гряды — «Гора Ивана Рыльского», на которой стояла в древности Рыльская крепость и наиболее древняя часть города Рыльска. Сейчас на горе возведена часовня в честь преподобного Иоанна Рыльского, а в Рыльском Николаевском монастыре с 2006 года хранится частица мощей Иоанна Рыльского.

Его именем названа часовня на болгарской полярной станции Святой Климент Охридский, самая южная православная часовня на планете.

0

2

24 декабря в Болгарии - Сочельник

http://s58.radikal.ru/i159/0912/71/d40b7b2504b7.jpg

Сочельник (или, как его называют по-болгарски, «Быдни вечер», «Малая Коляда») - один из самых устоявшихся семейных праздников в национальном праздничном своде болгар. Это своеобразный праздник накануне праздника: он весь посвящен приготовлениям к большому празднику - Рождеству Христову, Коляде.
Приготовления касаются и мужчин, и женщин. Мужчины, как правило, собираются группами, режут поросенка к праздничному столу на следующий день и свежуют его. В это время женщины пекут обрядовые хлеба и готовят постные блюда к Сочельнику. А хозяин дома готовит «быдник» («божик») - толстое (обычно дубовое) полено для праздничного очага. Этот «быдник» олицетворяет «Молодого Бога», которому предстоит этой ночью возродиться. Когда хозяин входит с ним в дом, то обязательно спрашивает: «Славите ли вы Молодого Бога?», на что следует незамедлительный ответ: «Славим, славим, добро пожаловать!». В прошлом «быдник» даже поливали мирровым маслом и обвивали его белым льняным полотном. Внесение этого полена-символа в дом олицетворяет увеличение урожая и прибавление скота в будущем году. Вечером, когда зажигают очаг (камин), «быдник» кладут посередине так, чтобы горел всю ночь.

Очень интересны блюда, которые ставятся на стол этим вечером. Почетное место занимает обрядовый хлеб - «божичник», который замешан на «молчаливой воде» (ее приносят утром девушки с колодца, но при этом они ни с кем не должны обмениваться словами). Это большой круглый обрядовый хлеб, разукрашенный сверху фигурками, символизирующими стога сена, скот, дом, соху так, чтобы потом, когда его разломают, каждому досталась часть всего этого добра. Отдельно пекутся караваи, которые дарят колядовщикам.
Хозяйка дома готовит к столу нечетное количество постных блюд. Обычно это красный болгарский перец, начиненный зрелой фасолью или рисом, постные голубцы, компот из сушеных фруктов (слив, груш и яблок), фасоль или чечевица, свежие фрукты и орехи. На стол всегда ставят тарелочку с медом, головки чеснока и лука. Особо домовитые хозяйки не пропускают случая поставить на стол и «тиквеник» - слоеный сладкий пирог с начинкой из тыквы. Вообще, чем больше блюд на столе, тем лучше - нужно, чтобы год уродился на славу.
Подобными словами начинается и ужин. После молитвы хозяин дома поднимает обрядовый хлеб и перед тем, как разломить его, наговаривает: «Пусть в новом году уродится все - и хлеб, и виноград, и кукуруза. Пусть хлев будет полон скотом. Господь наш, прийди к нам и поужинай вместе с нами».
Первый кусок обрядового хлеба ставится перед домашней иконой, часть хлеба идет на корм домашнему скоту, а остальное распределяется между членами семьи. С некоторого времени в хлеб кладут и монету. Кому она попадется, тому в следующем году будет везти во всем. После ужина все уже в ожидании колядовщиков.

0

3

25 декабря Рождество Христово

http://s51.radikal.ru/i133/0912/71/f217a1c00b93.jpg

Праздник Рождество Христово (Коляда) начинается в Болгарии с первых часов после полуночи. Из дома в дом начинают свое шествие колядовщики, которых все ждут. Это молодые неженатые подростки и парни в возрасте от 12 до 20 лет (иногда и более). Они одеты в национальные фольклорные костюмы. Все они в бурках и в специальных головных уборах из каракуля («колпаках»), к которым прикреплен цветок. Каждый имеет при себе длинную разукрашенную пастушью палку с крюком. Она играет особую роль в обрядовых танцах и наговорах.

Обычно сначала колядовщики собираются в дом своего вожака - «станеника». Если поселок велик, то образуются несколько групп колядовщиков, и каждая обходит свой район. Вожак извещает начало обхода ружейным выстрелом. Колядовщики идут от дома к дому и все время поют песни, посвященные Коляде (Молодому Богу, который в эту ночь родился). Их репертуар достаточно разнообразен. Когда, например, колядовщики заходят по пути в дом, то первую песню они поют хозяину дома. Затем в следующей песне они отправляют пожелания всем членам семьи от мала до велика. При этом колядовщики постукивают своими палками о землю (почти так же, как это делали друзья Виктора Крама в 4-м фильме о Гарри Поттере). Хозяин дома приглашает парней за стол и угощает их вином и ракией. Если в доме незамужняя девушка, то она подает вожаку свой специально предназначенный колядовщикам каравай. Вожак, со своей стороны, поднимает высоко каравай и говорит молитву всему дому и призывает к урожаю. Это обычно кульминационный момент в обряде. Кроме караваев колядовщикам дарят фрукты, часть праздничного пирога, вина, ракии, а в последнее время и денег.

http://i065.radikal.ru/0912/e1/cde30092e4b7.jpg

Перед колядовщиками обычно бегут мальчики в возрасте до 12 лет, которые извещают хозяев стуками в дверь, что к ним придут дорогие гости. При этом одни мальчики («коты») издают кошачьи звуки. Другие мальчики же («ослы») несут дары колядовщиков.

Наутро все парни собираются у вожака выпить и поесть собранные накануне дары и начинают делить караваи между собой. Часть собранных даров и денег обязательно идут на благотворительность - в церковь или в школу. Каждый берет каравай своей любимой девушки. Если на данный каравай появились соперники, то делают ставки, и кто из парней поставит больше денег, тому каравай и достается. Вечеринка у вожака иногда длится вплоть до следующего утра.

0

4

Мудрость написал(а):

Обычно это красный болгарский перец, начиненный зрелой фасолью или рисом, постные голубцы, компот из сушеных фруктов (слив, груш и яблок), фасоль или чечевица, свежие фрукты и орехи. На стол всегда ставят тарелочку с медом, головки чеснока и лука. Особо домовитые хозяйки не пропускают случая поставить на стол и «тиквеник» - слоеный сладкий пирог с начинкой из тыквы.

Уже почти обед, а я только фасоль приготовила...надеюсь, что успею сделать все нужно для сегоднешного ужина. А еще и елку надо украсить... :(

0

5

День святого Стефана

http://s59.radikal.ru/i165/0912/27/95c1f1014c67.jpg

Первый христианский мученик, архидиакон Стефан (St. Stephen), был одним из семи апостолов, избранных апостолом Петром для помощи нищим и проповеди христианства. Он принял мученическую смерть (Стефана забили камнями) приблизительно в 35 году новой эры. Известно, что одним из его мучителей был Савл — впоследствии ставший апостолом Павлом, светочем и столпом христианства.
Стефан был христианским первомучеником и пострадал за Христа в возрасте около 30 лет. По выражению Астерия, это был «начаток мучеников, учитель страданий за Христа, основание доброго исповедания, ибо прежде Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие».
Будучи исполнен Духа Святого, святой Стефан с дерзновением убедительно проповедовал христианское учение и побеждал иудейских законоучителей в спорах. За это иудеи оклеветали Стефана, будто бы он произносит хулы на Бога и на Моисея. С таким обвинением святой Стефан предстал перед синедрионом и первосвященником.
Он произнес пламенную речь, в которой изложил историю еврейского народа и смело обличил иудеев в гонениях на пророков и в казни ожидавшегося ими Мессии, Иисуса Христа.
Во время речи святой Стефан вдруг увидел небо разверстым и Иисуса Христа во славе. Он громко провозгласил об этом. Тогда иудеи, затыкая уши, набросились на него, повлекли его за город и побивали камнями, а святой мученик молился за своих убийц.
Вдали, на возвышении, стояла Матерь Божия со святым апостолом Иоанном Богословом и усердно молилась за мученика. Перед смертью Стефан произнес: «Господи Иисусе, приими дух мой, Господи, не вмени им это во грех», — и затем предал Христу свою чистую душу.
Тело святого первомученика Стефана, оставленное на съедение зверям, тайно взял известный еврейский учитель Гамалиил с сыном своим Авивом и предал погребению в своем имении. Впоследствии они оба уверовали во Христа и приняли святое Крещение.

Именинники:Стефан, Стефко, Стефчо, Стефка, Стефанка, Стефани, Стефания, Стефи, Стоян, Стоянка и Стояна.

0

6

6 января - Богоявление

http://s56.radikal.ru/i152/1001/0c/20528832e4d1.jpg
Когда крест уже вынут, начинается хоро...

Богоявление - один из самых почитаемых праздников в Болгарии. Считается, что в этот день Господь Иисус Христос принял крещение в реке Иордан от Иоанна Предтечи. Поэтому в этот день свои именины празднуют люди с именами Йордан, Йорданка, Богдан, Богдана.
Праздник тесно связан с водой и купанием в холодной воде. После службы в храме священники во главе многолюдной толпы отправляются к ближайшей реке или водоему, где намечено бросать в воду крест. Это захватывающее зрелище собирает не только верующих, но и толпы зевак. Вынимать крест из воды обычно готовятся молодые мужчины. Считается, что того, кто первым вынет из воды брошенный священником крест, весь год ждут успех и здоровье. Еще поверье гласит, что если крест замерзнет в воде, то урожай уродится на славу.
Девушки тоже по-своему принимают участие в этом празднике. Еще до восхода солнца они отправляются к колодцу или к ручью налить себе «крещеной» воды. У ручья они обмывают домашнюю икону и свои лица.
В Родопах есть еще традиция в этот день бросать в воду молодоженов (тех, кто в истекшем году обвенчались), чтобы они зарядились на весь год здоровьем. Бросание в воду совершается специальными людьми - «хаскарами». Если реки поблизости нет, то обряд совершается у родника или у колодца.
В народе праздники Богоявление и Иванов день называют «Водицы» из-за связи с водой.
В этот день также отмечается день рождения великого сына болгарского народа Христо Ботева, короткая, но яркая жизнь которого сыграла огромную роль не только в борьбе болгарского народа за свободу, но и в болгарской литературе, истории, культуре.

0

7

Атанасов день: «Уходи зима, пусть лето приходит!»

http://s42.radikal.ru/i098/1001/82/3156991e390a.jpg

В болгарском народном праздничном календаре 18 января чествуется День Святого Афанасия.
Говорят, что на свой праздник – 18 января, Святой Атанас снимает свою толстую шубу, надевает шелковую рубашку и поднимается высоко в горы. В это время – в середине января – в Болгарии горы покрыты снегом. Атанасов день приходится как раз на середину зимы. Но когда Святой Атанас в этот день уходит в горы, он кричит: «Уходи зима, пусть лето приходит». Заслышав это, зима начинает готовиться к уходу, а лето собирается придти снова к людям. Поэтому на Атанасов день земледельцы надеются, с одной стороны, что глубокий снег не сойдет еще долгое время, но, с другой, уже думают о лете. Под глубоким снегом рождается толстый ломоть хлеба, т.е. богатый урожай пшеницы. Поэтому на Атанасов день женщины когда-то приготавливали обрядовый хлеб с украшениями – символами плодородия. Но на Атанасов день месили еще один вид обрядового хлеба - только в нескольких селах района гор Сакар, в Юго-Восточной Болгарии. Этот хлеб называли «Богова пита» – «Божья лепешка», так как он служил знаком, что люди будут просить Божьего благословения. Этот хлеб скреплял новое, необыкновенное родство. Родными становились два человека, не имеющих кровной связи. Посредством специального ритуала они становились самыми близкими родными – если это были мужчины – они превращались в братьев по духу – побратимов. А если это были мужчина и женщина, они становились духовными братом и сестрой. Они уже не могли влюбляться или венчаться друг за друга. Если же они нарушат этот обет, то случится несчастье: согласно поверью, у них, как у женатых кровных брата с сестрой, родятся дети-чудовища.

После ритуала побратимами становились не только эти два человека, но их семьи, и даже их дети. Почему было необходимо такое необыкновенное и судьбоносное родство? По традиции, такой обряд совершался в двух случаях. В первом это требовали лечебные ритуалы, когда больной должен получить поддержку от другого человека, не родственника, и с этого момента оба становились родными символически. Во втором случае, причина – не болезнь, а какая-нибудь большая беда. Если кто-то оказался в опасной ситуации, а другой, рискуя своей жизнью, спас его, это связывает их навсегда. Общее несчастье сближало избавленного и спасителя так, как бы их связало кровное родство. И когда неприятности оставались позади, спасенный давал обет, что будет хранить признательность всю свою жизнь и даже передаст ее своим детям. А тот, кто уже принял ответственность за жизнь другого, посредством ритуала обрекался поддерживать его и впредь. Он тоже передавал эти обязанности своим детям. Вот почему побратимами становились обе семьи.

Исцеленный или спасенный приглашал очень торжественно своего избавителя и его семью на обрядовую трапезу в своем доме. Трапезу и весь ритуал освящал священник. Двое, кто становились побратимами, скрепляли свое родство небольшими на первый взгляд священнодействиями, которые, однако, имели очень глубокий смысл. Сначала они обменивались зажженными свечами, а потом закрепляли свечи с двух сторон домашнего очага – «сердца» дома и семьи. Так побратимство скреплялось огнем – самой божественной и животворящей силой, согласно народному верованию.
Потом двое побратимов разламывали на равные половины Богову питу – Божью лепешку, так как хлеб – это другой «бог» для болгар. На этом обрядовом хлебе был «нарисован» тестом рельефный знак побратимства – две нити, которые переплетаются, а потом сливаются в одну. Половину хлеба клали на обрядовую трапезу, а другую – перед домашней иконой. Вторую, таким образом, два раза освященную половину хлеба хозяин дарил гостю, чтобы тот отнес ее в свой дом. В это время остальные родственники стояли почтительно около главных действующих лиц ритуала. Лишь после этого все садились вокруг трапезы и отмечали новое родство.
Ритуал побратимства можно было исполнять только на несколько праздников. Один из них – это Атанасов день, потому что болгары верили, что Святой Атанас – брат-близнец Святого Антона, чей день отмечается 17 января. Оба они работали дружно кузнецами, – гласит народное поверье. Поэтому исполненный 18 января ритуал побратимства привлекал покровительство обоих святых, вместе с Божьим благословением. Согласно другому поверью, оба святых имели власть и над болезнями. В Пиринском крае верили, что на Антонов день все болезни собираются вместе, а на Атанасов день спускаются к людям. И чтобы умилостивить и болезни, и их повелителей, когда-то болгары приготавливали специальные обрядовые хлебы. Затем они намазывали их медом и раздавали родным и соседям. А в других селах на Атанасов день приготавливали погачу – вид хлеба, на которой женщины рисовали знаки-символы богатого урожая и благоденствия в доме и хозяйстве в будущем новом сельскохозяйственном сезоне.

0

8

Прощеное воскресенье - 14 февраля (дата для 2010 года)
http://s59.radikal.ru/i166/1002/17/e0fe23be657b.jpg
Прощеное воскресение или, как в Болгарии его называют, «Прошка» или «Сирни заговезни», предваряет начало Великого поста перед Пасхой.
Еще за неделю до «Прошки» начинаются шествия кукеров - ряженых под звери или под традиционные образы (старухи, священника, сборщика налогов, царя). Их образы должны вызывать страх, чтобы все нечистые силы бросились наутек от их танца. Танец кукеров гонит прочь зиму, способствует плодородию и здоровью. Обычно к поясу кукеры прикрепляют тяжелые медные погремушки, которые при тряске издают характерный звук. Общий вес снаряжения кукера иногда доходит до 25-30 кг и более.
В день «Прошки» люди обычно собираются по-семейному. Молодые просят у своих родителей прощения (прошку) за нанесенные в году обиды и прегрешения, а те им охотно прощают: «Бог простит!» На стол обычно подают слоеный порог (баницу) и белую халву с орехами.
Для детей устраивают особое соревнование - «хамканье»: на длинной нитке над столом привязывается кусок халвы или круто сваренное яйцо (без кожуры) и ему задается движение по кругу. Кто из детей первым поймает ртом (без помощи рук) яйцо, тому весь год будет везти. Затем поджигают нитку и по тому, как она горит, гадают об урожае и о погоде в этом году.
Вечером того же дня зажигают большой костер (в течение всей предыдущей недели собирали к нему сухие сучья и траву) и потом парни и девушки перепрыгивают через него. Считается, что после прыжка огонь сжигает зло, которое нас преследовало всю зиму.

0

9

Особенности национального празднования православной Пасхи в Болгарии

С Великого четверга на Страстной неделе начинаются приготовления к празднованию Пасхи, тогда красят пасхальные яйца. Существовал обычай, чтобы первые красные яйца были готовы уже до восхода солнца, чтобы солнце увидело их. Люди верят, что красные яйца олицетворяют само возрожденное весеннее солнце. Поэтому в некоторых селах женщины спешили покрасить яйца даже уже со среды. Но, по сути, подготовка к этому начиналась уже в понедельник. Женщины заботливо припрятывали каждое снесенное яйцо уже с первого дня Страстной недели, самыми важными же считались яйца, снесенные в Великий четверг. Именно они первыми красились и сохранялись аж до следующей Пасхи у домашней иконы или же в сундуках с одеждой, чтобы и одежда “светила как солнце”.
Существовало поверье, что красные яйца обладают целебной силой, препятствуют злой магии, обеспечивают плодородие. Вот почему первым окрашенным красным яйцом потирали щечки детям, девушкам и невестам - чтобы были они белы, да румяны, то есть здоровы весь год. Красное яйцо зарывали на поле, вносили и в хлев к домашним животным. Так пасхальные яйца имели более, чем просто декоративную, функцию, как это сегодня. Они считалось магическим атрибутом, поэтому пасхальные яйца расписывали заботливо и ритуально.

Существуют различные традиционные способы крашения и рисования пасхальных яиц. Солнечная символика преобладала в народной практике, воском или черным углем сельские женщины выписывали на скорлупе яйца прекрасные картины весенней природы. От тонких геометрических переплетений, символизирующих солнце до стилизованных изображений цветов, птиц и даже насекомых - все эти картины рассказывают о наступающей новой жизни. От одноцветных красных, желтых, зеленых, синих яиц, до разноцветных - все весенняя пестрота представлена на пасхальных яйцах. Сельские женщины редко рисуют на яйцах христианские символы - обычно лишь инициалы Иисуса Христа. А пока самая старшая женщина в семье ритуально окрашивает и расписывает яйца, в одиночестве у очага, молодые девушки и невестки из рода стоят во дворе, перед дверью и поют. Их песни обычно также восхваляют весну и пробужденную ею жизнь, эти песни - благословение и пожелание здоровья, красоты, плодовитости и благоденствия. Ритуальные песни могут также предупреждать о таинственных и опасных мистических силах, которые также сильны в это время. Такие же сюжеты представлены и в песнях, которые девушки поют на больших праздниках, ведя хороводы. После продолжительного запрета на забавы во время пасхального поста, в конце Страстной недели начинается всеобщее веселье - песни, музыка и танцы в праздничные дни.
Этнографы свидетельствуют, что в прошлом в более богатых домах с большими семьями красили по 500-600 яиц на Пасху. Так хватало пасхальных яиц и членам рода и на подарки в светлую неделю после Христова Воскресения. Существовал обычай дарить пасхальные яйца самым почитаемым родственникам, любимым людям. Да даже случайному прохожему или незнакомому бедняку, каждому, кто остановился у двора. Люди верили, что иначе счастье и удача покинут дом. Но даже при таком огромном числе пасхальных яиц, приготавливаемых когда-то в одном лишь доме, каждый год женщины благословляли: “В следующем году, дай, Боже, еще столько же”, чтобы удвоились благоденствие и семья.

0

10

Благовещение
http://s55.radikal.ru/i148/1003/8f/7ff44d036613.jpg
Праздник Благовещения, отмечаемый 25 марта, – один из самых старинных и красивых праздников православных христиан. В этот день Болгарская православная церковь чтит Святую Богородицу и весть о Божественном, Непорочном Зачатии. Название праздника Благовещение, происходит от слов Благая весть. В этот день Архангел Гавриил возвестил Деве Марии тайну воплощения от Нее Иисуса Христа, Спасителя мира.Архангел обратился к ней со словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами». Мария со смирением и радостью приняла благую весть. Она была посвящена Богу с трехлетнего возраста, знала священные книги и пророчества о приходе в мир Спасителя. Среди них было и пророчество, написанное в книге Исайи о том, что Мессия должен родиться от Девы. Поэтому на иконах, посвященных Благовещению, Богородица изображена с раскрытой книгой. Принимая мистическое материнство, Мария превратилась в Богородицу, мать всего мира и заступницу рода человеческого. В ней и через нее сливаются земное и неземное. Дева становится образом церкви и каждого верующего, так как христиане носят Бога в душе так, как Богородица носила его в утробе. В Болгарии Благовещение вошло в календарь крупных праздников еще в ІХ веке, сразу же после крещения нашей страны Святым князем Борисом І. Этот праздник отмечается перед Пасхой, в дни Великого поста, из-за чего разрешается и некое отступление от него - в этот день можно принимать в пищу рыбу. Накануне праздника в церквях проводится торжественное вечернее богослужение. 25 марта после заутрени служат торжественную Святую Литургию, посвященную Богородице как покровительнице всех матерей и самого праздника. В этот день не гаснут свечи перед иконами с Ее ликом. Не стихают и молитвы и благодарности, обращаемые к Деве Марии матерями и молодыми женщинами. “Сегодня – начало нашего спасения”, поется в Тропаре, посвященном празднику Благовещения. Ряд церковных песнопений специально посвящен ее ходатайству за верующих перед Богом и самой чистой и святой материнской любви. Православная церковь называет Марию Пресвятой Богородицей, Небесной царицей, Храмом Бога, Небесными Вратами, Упованием страждущих, Радостью всех скорбящих, Усердной молительницей и Заступницей рода человеческого, которая успокаивает любую боль и утирает слезы с лица земли.

Благовещение издавна связывается с милосердной и благотворительной деятельностью. Многие женские организации и общества выбирают этот день своим праздником и, таким образом, соблюдают не только православные христианские традиции, но и верования и обычаи болгарского народа, истоки которых в далеком прошлом.

0


Вы здесь » КАЛОКАГАТИЯ - ΚΑΛΟΚΑΓΑΘΊΑ » ПУТИ ГОСПОДНИ... » Болгарские православные праздники


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно