Радоница - 13 апреля (дата для 2010 года)
Православные праздники
Сообщений 91 страница 100 из 200
Поделиться912010-04-13 16:57:51
Поделиться922010-04-16 07:16:41
День памяти преподобного Никиты, исповедника, игумена Мидийского.
Никита исповедник был чудотворцем. За твердую веру он принял много испытаний и умер в 824 году.
Преподобный Никита Исповедник, игумен обители Мидикийской, родился в Кесарии Вифинской (северо-запад Малой Азии) в благочестивой семье. Мать умерла на 8-й день после его рождения, и отец, по имени Филарет, постригся в монахи. Ребенок остался на попечении бабушки, воспитавшей его в истинно христианском духе. С юношеских лет святой Никита прислуживал в церкви и находился в послушании у отшельника Стефана. По его благословению святой Никита направился в Мидикийский монастырь, где игуменом был святой Никифор (память 13 марта).
Через семь лет добродетельной жизни в монастыре, славившемся строгостью устава, преподобный Никита был рукоположен во пресвитера. Преподобный Никифор, зная святую жизнь молодого инока, поручил ему управление обителью, так как сам был тяжело болен.
Не жалея сил, преподобный Никита стал заботиться о процветании и благоустройстве монастыря. Личным примером строгой монашеской жизни он наставлял братию. Вскоре слава о высокой жизни насельников обители привлекла туда многих, ищущих спасения. Через несколько лет число монахов увеличилось до 100 человек.
Когда преподобный Никифор в глубокой старости отошел ко Господу, братия единодушно избрала игуменом преподобного Никиту.
Господь удостоил святого Никиту дара чудотворения. По его молитве глухонемому отроку возвратился дар речи; две бесноватые женщины получили исцеление; лишенному рассудка вернулся разум, и многие другие больные исцелялись от своих недугов.
В те годы при императоре Льве Армянине (813 - 820) возобновилась иконоборческая ересь и усилилось гонение на святые иконы. Православные епископы изгонялись и ссылались. В Царьграде в 815 году был созван собор еретиков, на котором они свергли с престола святого Патриарха Никифора (806 - 815; + 828), а на его место избрали еретика из мирян Феодота. На место сосланных и заключенных православных епископов были также поставлены еретики. Император призвал к себе игуменов всех монастырей и пытался привлечь их к иконоборческой ереси. В числе призванных был и преподобный Никита, который твердо стоял за православное исповедание. По его примеру все игумены остались верны почитанию святых икон. За это их посадили в темницу. Преподобный Никита мужественно претерпевал все испытания и поддерживал твердость духа в других заключенных.
Тогда император и лжепатриарх Феодот решили хитростью уловить упорствующих. Им объявили, что император дарует всем свободу и разрешает поклонение иконам при одном условии: если они примут Причащение от лжепатриарха Феодота. Долго сомневался преподобный, может ли он вступить в церковное общение с еретиком, но другие узники умолили его причаститься вместе с ними. Уступая их мольбам, преподобный Никита пошел в храм, где для обмана исповедников были выставлены иконы, и принял Причастие. Но когда он вернулся к себе в монастырь и увидел, что гонение на иконы продолжается, то раскаялся в своем поступке, вернулся в Константинополь и стал безбоязненно обличать иконоборческую ересь. Все уговоры императора были им отвергнуты. Преподобный Никита вновь был заточен в темницу, где пробыл шесть лет, до кончины императора Льва Армянина. Там, перенося голод и скорби, преподобный Никита силой своих молитв совершал чудеса: по его молитве Фригийский царь без выкупа отпустил двух пленников; три человека, потерпевших кораблекрушение, о которых молился преподобный Никита, были волнами выброшены на берег. В 824 году при новом императоре Михаиле (820 - 829) преподобный Никита отошел ко Господу. Тело преподобного было с почестями погребено в монастыре. Впоследствии его мощи стали источником исцелений для приходящих поклониться святому исповеднику.
Поделиться932010-04-17 06:44:21
17 апреля - День памяти преподобного Иосифа, песнописца и творца канонов.
17 апреля Православная Церковь отмечает день памяти преподобного Иосифа песнописца.
Родился в Сицилии в благочестивой христианской семье. В возрасте 15 лет святой Иосиф поступил в монастырь. Впоследствии преподобный был посвящен в сан пресвитера. Преподобный Григорий Декаполит взял его с собой в Константинополь и поселился с ним вместе при церкви святых мучеников Сергия и Вакха. Это было в царствование императора Льва Армянина - время жестоких иконоборческих гонений. Преподобный Григорий благословил святого Иосифа ехать в Рим и известить о положении Константинопольской Церкви и опасности, грозящей Православию. Во время путешествия преподобный Иосиф был схвачен разбойниками-арабами, подкупленными иконоборцами, и отправлен на остров Крит.
Шесть лет провел преподобный Иосиф в темнице. В Рождественскую ночь он удостоился видения святителя Николая Мирликийского, который известил его о смерти гонителя-иконоборца Льва Армянина и о прекращении гонений на святые иконы. Святитель дал преподобному свиток и сказал: «Прими этот свиток и съешь его».В свитке было написано: «Ускори, Щедрый, и потщися яко Милостив на помощь нашу, яко можеши, хотяй».Святитель Николай велел ему пропеть эти слова. После этого оковы сами спали с преподобного, двери темницы отворились, и он свободно вышел из нее.
Преподобный Иосиф построил церковь во имя святого апостола Варфоломея, но сокрушался, что не было хвалебных песнопений. Сорок дней со слезами молился преподобный Иосиф, готовясь к празднику памяти апостола. В навечерие праздника в алтаре ему явился апостол Варфоломей, возложил ему на грудь святое Евангелие и благословил писать церковные песнопения.
Во время возобновления иконоборческой ереси при императоре Феофиле преподобный Иосиф вторично пострадал от еретиков. 11 лет он был в изгнании в Херсоне.
Достигнув глубокой старости, преподобный Иосиф заболел. Перед самой Пасхой Господь известил его в сновидении о приближении кончины. Причастившись Святых Христовых Таин, преподобный Иосиф благословил всех, бывших при нем, и с радостью преставился к Богу (+ 883).
Поделиться942010-04-23 20:02:29
День памяти святых мучеников Терентия, Помпия и других. Умерли в 251 году.
Святой мученик Терентий и его дружина пострадали при императоре Декии (249 - 251). Император издал указ, в котором повелевалось всем подданным приносить жертвы языческим идолам.
Когда этот указ получил правитель Африки Фортунатиан, он созвал народ на площади, показал страшные орудия пыток и объявил, что все без исключения должны принести жертвы идолам. Многие, испугавшись мучений, согласились, но сорок христиан во главе со святым Терентием мужественно заявили о своей верности Спасителю. Фортунатиан удивился их смелости и спросил, как они, разумные люди, могут исповедовать Богом Того, Кто был распят иудеями как злодей. В ответ на это святой Терентий смело ответил, что они веруют в Спасителя, добровольно претерпевшего Крестную смерть и в третий день Воскресшего. Фортунатиан понял, что Терентий своим примером воодушевляет других, и велел заточить его в темницу вместе с тремя его ближайшими друзьями - Африканом, Максимом и Помпием. Остальных мучеников, в том числе Зинона, Александра и Феодора, Фортунатиан решил принудить к отречению от Христа. Однако ни уговоры, ни страшные мучения не поколебали святых мучеников: их жгли раскаленным железом, поливали раны уксусом, растирали солью, строгали железными когтями. Несмотря на страдания, святые не ослабевали в исповедании Христа, и Господь укреплял их.
Фортунатиан велел привести страдальцев в храм и еще раз предложил им принести жертву идолам. Мужественные воины Христовы воззвали к Богу: "Боже Всесильный, проливший некогда огонь на Содом за беззаконие его, разори и ныне этот нечестивый храм идольский, ради истины Твоей". Идолы упали с грохотом и рассыпались, а затем разрушился весь храм. Разъяренный правитель приказал казнить их. Мученики, славя Бога, преклонили свои головы под меч палача.
После казни 36 мучеников Фортунатиан призвал к себе Терентия, Максима, Африкана и Помпия, показал им казненных и снова предложил принести жертву идолам. Мученики отказались. Правитель наложил на них тяжелые оковы и приказал морить в темнице голодом. Ночью Ангел Господень снял с мучеников оковы и напитал их. Наутро стража нашла святых бодрыми и полными сил. Тогда Фортунатиан приказал волхвам и заклинателям навести в темницу змей и всяких гадов. Стражи через отверстие в крыше заглянули в темницу и увидели невредимых мучеников, которые молились, а змеи ползали у их ног. Когда заклинатели, исполняя приказание, открыли двери темницы, змеи, не слушая заклинаний, бросились на них и стали жалить. Разъяренный Фортунатиан повелел обезглавить святых мучеников. Христиане взяли их святые тела и погребли с честью за городом.
Поделиться952010-04-25 09:08:06
25 апреля н.ст. (12 апреля ст.ст.) - Память преподобного отца нашего Василия Исповедника, епископа Парийского
В Парии, древнем городе Малой Мизии, со времени распространения в нем христианства, была учреждена епископская кафедра, подчиненная кизическому митрополиту. Среди епископов Парии числится и преподобный Василий, избранный епископом за свою добродетельную, богоугодную жизнь. При возникновении иконоборческой ереси преподобный Василий явился истинным исповедником Христовым: избегая всякого общения с еретиками, он не дозволял им действовать в своей епархии и не согласился, не смотря на все принуждения, подписать письменного постановления об уничтожении икон. За эту ревность по вере он принужден был переносить гонение и поругание со стороны еретиков, проводя, подобно Ап. Павлу, жизнь в скорбях, бедах и теснотах, постоянно переселяясь из одного места в другое. При своем благочестии и стремлении охранять чистоту учения Церкви преподобный Василий не мог не ненавидеть нечестивые соборы еретиков, и, поэтому, он не вступал в сношение с ними. Благоугодив Господу своею жизнью, преподобный Василий с миром отошел к Нему.
Поделиться962010-04-27 07:18:16
День святого Мартина исповедника, папы Римского.
Святитель Мартин Исповедник, папа Римский, был уроженцем Тосканской области в Италии. Он получил хорошее образование и поступил в клир Римской Церкви. После смерти Папы Феодора I (642 - 649) пресвитер Мартин был избран на престол.
В то время мир Церкви был нарушен ересью монофелитов, получившей широкое распространение.
Бесконечные споры монофелитов с православными происходили во всех слоях населения. Император Констанс (641 - 668) и Константинопольский Патриарх Павел II (641 - 654) также были приверженцами ереси монофелитов. Император Констанс издал еретический "Образец веры" (Типос), обязательный для всего населения. В нем запрещались всякие дальнейшие споры.
Этот еретический "Образец веры" был получен в Риме в 649 году. Святой Папа Мартин, твердый поборник Православия, созвал в Риме Поместный Собор, который осудил монофелитскую ересь. Святитель Мартин одновременно послал Константинопольскому Патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к Православному исповеданию. Разгневанный император приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить святого Папу. Когда убийца приблизился к святителю Мартину то неожиданно ослеп. Испуганный Олимпий поспешно уехал в Сицилию и вскоре был убит в сражении.
В 654 году император послал в Рим с прежней целью другого военачальника, Феодора, который предъявил святителю Мартину тяжкие обвинения в тайном общении с врагами империи - сарацинами, хулении Пресвятой Богородицы и неканоническом вступлении на папский престол. Несмотря на предъявленные римским духовенством и мирянами доказательства полной невинности святого Папы, военачальник Феодор ночью с отрядом воинов схватил святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море. Целый год томился святитель Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи. Затем измученного исповедника направили на суд в Константинополь.
Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя. Пока шел допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни святителя. На суде выступили лжесвидетели, оклеветавшие святого в изменнических связях с сарацинами. Пристрастные судьи не стали даже слушать оправданий святителя. В глубокой скорби он сказал: "Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если скоро предадите смерти".
После такого суда святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: "Анафема Папе Мартину!" Но те, кто знал, что святой Папа страдает невинно, со слезами уходили. Наконец сакелларий, посланный императором, подошел к военачальнику и огласил приговор - лишить Папу сана и предать смертной казни. Полунагого святителя заковали в цепи и поволокли в темницу, где заключили с разбойниками. Они были более милосердны к святителю, чем еретики.
Между тем император пришел к умиравшему Константинопольскому Патриарху Павлу и рассказал ему о суде над святым Мартином. Тот отвернулся от императора и сказал: "Горе мне! Еще новое деяние к моему осуждению", - и просил прекратить мучения святителя Мартина. Император опять послал к святителю в темницу нотария и других лиц для дополнительного допроса. Святитель отвечал им: "Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии". Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический.
Там святитель и скончался, изнуренный болезнью, нуждой, голодом и лишениями (+ 16 сентября 655). Он был погребен вне города во Влахернской церкви во имя Пресвятой Богородицы.
Ересь монофелитов была осуждена на VI Вселенском Соборе в 680 году. Мощи святого исповедника папы Мартина были перенесены в Константинополь, а потом в Рим.
Поделиться972010-04-30 07:20:51
30 апреля ― день памяти преподобного Зосимы, игумена Соловецкого
Родиной преподобного Зосимы, которому суждено было основать на необитаемом острове знаменитую обитель Соловецкую, было село Толвуй (или Шунга) на берегу Онежского озера. В те времена эти земли относились к владениям Великого Новгорода.
Родители будущего подвижника, Гавриил и Варвара, были простыми крестьянами. Сына своего они воспитали в благочестии и добрых нравах. Поэтому юный Зосима "был тих, миролюбив, кроток, удалялся юношеских игр и занимался делами богоугодными".
Родители позаботились и о том, чтобы их сын знал грамоту. Благодаря этому отрок Зосима полюбил читать книги духовного содержания, из которых "приобретал бисер разума". Знакомясь с житиями древних монахов-пустынников, он всей душой восхотел проводить такую же богоугодную подвижническую жизнь.
Желая посвятить себя служению Господу, преподобный Зосима "по достижении совершеннолетия не хотел вступить в брак, ушел из родительского дома, надел черное платье и поселился в одном пустынном месте. Это пустынное место было "близ его дома". Возможно, что юный Зосима стремился подражать жизни египетского подвижника IV века, преподобного Антония Великого. Первоначально, до своего ухода в пустыню, этот святой тоже жил в одиночестве недалеко от родного села, готовясь к более суровой жизни вдали от людей.
Местом, где преподобный Зосима принял монашеский постриг, был, вероятно, Палеостровский монастырь, вблизи которого находилось его родное село.
В это время отец его уже умер. А мать, по совету преподобного Зосимы, приняла постриг в находившемся неподалеку женском монастыре. Оставшееся от родителей имущество преподобный Зосима отдал убогим и нищим людям.
Однако сведения о добродетельной жизни и монашеских подвигах, почерпнутые Зосимой из книг, казались ему недостаточными. Он желал найти опытного духовного руководителя, который бы собственным примером показал, чему должен научиться юноша, желающий жить добродетельно. Об этом преподобный Зосима непрестанно молил Господа. И молитва его была услышана. Бог даровал юному иноку человека, который мог бы наставить его в монашеском делании. Таким человеком стал сподвижник преподобного Савватия монах Герман. Он рассказал юноше о пустынном житии на Соловецком острове, а также все подробности о жизни и подвигах преподобного Савватия. Услышав это, преподобный Зосима "пожелал быть наследником преподобного Савватия и просил Германа указать ему этот пустынный остров и наставить в жизни монашеской". Тот, видя горячее желание благочестивого юноши, согласился. Вместе подвижники отправились в морское плавание на Соловецкий остров. Прибыв туда, отшельники поставили шалаш (кущу) и совершили в нем всенощную, моля Господа и Его Пречистую Матерь помочь им в пустынном житии.
На другое утро преподобный Зосима сподобился видения, в котором ему было показано будущее Соловецкой обители. Выйдя из шалаша, "он увидел яркий луч света и ужаснулся, видя такое необыкновенное явление". "Устремив взгляд к востоку, он увидел обширную и прекрасную церковь и, не смея долго смотреть на нее, потому что не привык еще к таким откровениям, в трепете устремился в кущу". Изумленный, он поведал о своем видении преподобному Герману. Тот открыл своему сподвижнику его таинственный смысл; "Не ужасайся, мой возлюбленный, и поверь, что через тебя, я думаю, Господь хочет собрать здесь множество монахов".
Впоследствии то, что открылось в видении преподобному Зосиме, сбылось. Однако "пустынники должны были перенести много испытаний, прежде чем увидели свою обитель, населенную иноками". Эти испытания пришлось сполна изведать святому Зосиме.
Cвязь пустынников с материком поддерживал преподобный Герман. Он периодически отправлялся туда за съестными припасами. Однажды из-за осенней непогоды он не успел вовремя вернуться обратно. Поэтому преподобному Зосиме пришлось остаться на необитаемом острове на много месяцев совершенно одному. Сначала он скорбел о своем одиночестве. Но затем, возложив на Господа свою печаль, стал "прилагать труды к трудам, непрестанно пребывая в посте и молитвах". Пришлось ему бороться и с бесами, от "немощных дерзостей" которых он защищался крестным знамением и молитвой.
Другим испытанием, которое пришлось перенести преподобному Зосиме, стал голод. Однако помня слова псалмповеца царя Давида "возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя" (Пс. 55, 23), он не испытывал страха за свою судьбу. И Господь помог преподобному Зосиме. К нему явились два незнакомца и вручили ему запас хлеба, муки и масла, говоря: "Возьми, отец, и употребляй, а мы, если Господь повелит, придем к тебе". После этого неведомые гости исчезли. Тогда преподобный Зосима понял, что это были ангелы. Ведь ни один человек в эту пору не смог бы добраться до Соловецкого острова. Он поспешил возблагодарить Бога за Его попечение о нем. Благодаря запасу пищи, который принесли ангелы, преподобный Зосима смог пережить зиму.
По весне вернулся на Соловецкий остров преподобный Герман. Причем он прибыл не один, а с рыбаком Марком, который остался там послушником. Впоследствии Марк принял и монашеский постриг. Постепенно обитель на Соловках населялась все новыми и новыми людьми, желавшими проводить в ней иноческую жизнь, "Приплывая на остров, они строили себе кельи подле келий Зосимы и Германа и снискивали пропитание трудами рук своих". На том месте, где преподобный Зосима видел чудесный храм, появилась деревянная церковь в честь праздника Преображения Господня. От нее и получил свое название Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь.
Игуменом монастыря был избран преподобный Зосима. Правда, не сразу. Сперва новгородский архиепископ Иона назначил на эту должность иеромонаха Павла. Но тот не вынес трудностей жизни на Соловках и покинул монастырь. То же произошло и с его преемниками ― Феодосием и Ионой. Как видно, Божия воля была на то, чтобы пастырем и наставником соловецких иноков стал именно преподобный Зосима. По просьбе братии монастыря, архиепископ Иона сделал настоятелем Спасо-Преображенской обители преподобного Зосиму. При этом рукоположил его во священника. Побывав в Новгороде и получив от тамошних благочестивых жителей пожертвования в виде денег, сосудов, одежд, съестных припасов, преподобный игумен Зосима вернулся в свой монастырь.
По возвращении его в обитель братия сделалась свидетелями дивного знамения, которое указывало на то, что преподобный Зосима достоин возложенного на него сана служителя Божия. Когда он совершал в Спасо-Преображенском храме первую Божественную литургию, "лицо его просветилось благодатию, как лицо ангела, и церковь наполнилась дивным благоуханием. Братия радовалась, что Господь даровал им наставника, исполненного благодати Божией".
Под его руководством обитель продолжала строиться. Кроме того, в игуменство преподобного Зосимы мощи преподобного Савватия были с почестями перевезены в Соловецкий монастырь и помещены в гробнице за алтарем храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это произошло в 1472 году.
Преподобному Зосиме, после возведения его в сан игумена Соловецкой обители, еще раз пришлось побывать в Новгороде. При этом встретиться со знаменитой вдовой посадника Исаака Борецкого ― гордой и могущественной Марфой. В это время она была на высоте своей власти. Считают, что по величине собственности Марфа Борецкая была третьей после новгородского владыки и монастырей. Марфе Борецкой принадлежало около 1200 крестьянских хозяйств.
Причиной его поездки в Новгород стало то, что многие из боярских поселенцев, вельможных слуг и прибрежных жителей, совершенно завладев рыбными ловлями в озерах, запрещали ловить рыбу на продовольствие обители, а преподобного Зосиму и всю братию оскорбляли и поносили, хвалясь даже разогнать их. Особенно часто притесняли монахов люди Марфы Борецкой. Преподобный Зосима сумел уговорить многих влиятельных новгородцев не допустить обители до разорения. Они, а также архиепископ Феофил обещали помочь монастырю и дали игумену Зосиме много пожертвований. Лишь одна Марфа Посадница не изволила даже выслушать преподобного Зосиму. Гордая боярыня велела своим слугам прогнать его со своего двора, как последнего нищего. По своему смирению преподобный Зосима терпеливо перенес незаслуженную обиду. Однако сказал ученикам, что "настанет время, когда жители этого дома не будут ходить по своему двору, двери дома затворятся и уже не отворятся: этот двор опустеет".
В конце концов своенравная боярыня сменила гнев на милость и дала монастырю во владение землю, утвердив это пожертвование грамотой. Она даже пригласила преподобного Зосиму к себе в дом на обед. Гостя посадили на почетном месте, старались угостить, чем повкуснее. Но как ни старалась Посадница попотчевать гостя от души, тот отказался от ее угощений и сидел за столом, исполненный печали. Потому что на развеселом пиру новгородской знати он увидел видение, которое привело его в ужас. Шестеро главнейших бояр, которые так беззаботно пировали у Марфы, сидели без голов.
Впоследствии это видение преподобного Зосимы сбылось. В 1477 г. великий князь Василий Третий покорил вольный Новгород. И шестеро бояр, которых во время пира преподобный увидел без голов, действительно сложили свои головы на плахе, запустел и двор Марфы Борецкой. Жертвами борьбы за власть между Новгородом и Москвой стали два ее сына. А сама Марфа вместе с маленьким внуком Василием в начале 1478 г. была арестована и отправлена в ссылку. Сперва в Москву, а затем в Нижний Новгород. Там она была пострижена под именем Марии в Зачатейном монастыре, где, вероятно, вскоре и умерла. Так Господь, Который рассеял надменных помышлениями сердца их, низложил сильных с престолов и вознес смиренных (Лк. 1, 51-52), в одночасье сокрушил все могущество и власть надменной новгородской боярыни.
17 апреля 1479 г. в глубокой старости преподобный Зосима отошел ко Господу. К смерти он приготовился заранее, как делали это благочестивые люди того времени. Сам приготовил себе могилу и сделал гроб. Преемником себе назначил монаха Арсения. Простился с безутешной братией, завещав не отступать от монастырского устава. А также дал такое обетование: "Вы узнаете, что я обрел благодать пред Богом, когда, по моем отшествии, обитель распространится, соберется много братии, это место процветет духовно, и в телесных потребностях не будет иметь скудости". После этого преподобный обратился к Господу с молитвой: "Владыко Человеколюбче, сподоби меня стать одесную Тебя в последний день, когда придешь во славе судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его!". С этой молитвой на устах игумен Зосима почил о Господе.
Братия погребла тело преподобного Зосимы за алтарем Преображенского собора. "В девятый день по преставлении своем он явился иноку Даниилу и возвестил, что по милости Господа он избавился от духов воздушных и многочисленных их козней и причтен к лику преподобных".
Вскоре от его гробницы стали совершаться чудеса. Неоднократно видели угодника Божия во время бурь правящего кораблями и сохраняющего их от потопления. Иногда видали его в церкви, стоящим среди братии. И многократно являлся он на море и на суше, помогая в нуждах и обстояниях. И поныне помогает преподобный Зосима тем, кто обращается к нему с молитвами о помощи и заступлении.
Преподобный Герман пережил преподобного Зосиму. Во время игуменства Арсения он отправился по делам монастыря в Новгород. Там, добравшись до монастыря, основанного преподобным Антонием Римлянином, старец Герман принял праведную кончину. Ученики не сумели довезти его тело до Соловецкой обители. Поэтому похоронили Германа у часовни деревни Хавроньиной на берегу реки Свирь. Уже при новом настоятеле, игумене Исайе, были обретены его мощи, оказавшиеся нетленными, и перевезены на Соловки.
В 1547 году преподобные Зосима и Савватий Соловецкие были причислены к лику святых. Позднее, в 1692 году, стали праздновать и память их сподвижника, преподобного Германа. Память преподобного Савватия празднуется 27 сентября/10 октября, преподобного Зосимы ― 17/30 апреля, а преподобного Германа ― 30 июля/12 августа. Днем же памяти всех Соловецких святых является 9/22 августа.
Наиболее часто на иконах преподобных Зосиму и Савватия изображают вместе. Хотя два этих подвижника никогда не встречались друг с другом, их объединяет то, что их трудами был основан Соловецкий монастырь. Преподобный Савватий положил ему начало, первым поселившись на Соловецком острове. А благодаря преподобному Зосиме Спасо-Преображенская обитель разрослась, наполнилась братией, постепенно становясь той величественной северной святыней, которой она являлась и является поныне.
Иногда на иконах преподобный Зосима изображается среди пчелиных ульев. Связано это с тем, что в народе он почитался, как "покровитель пчеловодства и хранитель пчел". По преданию, он совершил паломничество к православным святыням Востока и во время этого путешествия в полом стебле тростника привез на Русь пчел. В день памяти преподобного Зосимы пчел вывозили на пасеки. Там, помолясь Зосиме и Савватию, обходили вокруг пасеки с зажженной свечой и кропили ее освященной водою.
В дореволюционные времена мощи преподобных Зосимы и Савватия в серебряных гробницах находились в главном храме Соловецкого монастыря ― Преображенском. А мощи преподобного Германа почивали под спудом в монастырском храме, освященном в его честь. Там они находились до 1920 года, который стал роковым для большинства мужских и женских монастырей Архангельской губернии. Только в 1992 году, после более чем семи десятилетий запустения Соловецкого монастыря, мощи были возвращены в стены возрожденной обители. Теперь уже они вместе почивают в одной раке в Благовещенском храме этого монастыря.
Поделиться982010-05-04 07:19:52
4 мая - День святого мученика Ианнуария, епископа, и с ним мученика Прокула и других (305 год)
Священномученик Ианнуарий, епископ, и с ним святые мученики Прокул, Соссий и Фавст диаконы, Дисидерий чтец, Евтихий и Акутион приняли мученическую смерть за Христа около 305 года, во время гонения императора Диоклитиана (284-305).
Святителя Ианнуария схватили и привели на суд к правителю Кампании (Средняя Италия) Тимофею. За твердое исповедание христианской веры святителя бросили в раскаленную печь. Но, подобно вавилонским отрокам, он вышел оттуда невредимым. Тогда по приказу Тимофея его растянули на станке и били железными прутьями так, что обнажились кости.
Среди собравшейся толпы были святой диакон Фавст и святой чтец Дисидерий, которые плакали при виде страданий своего епископа. Язычники догадались, что они христиане, и бросили их в тюрьму города Путеола вместе со священномучеником Ианнуарием. В той тюрьме находились заключенные ранее за исповедание Христа два диакона, святые Соссий и Прокул, и два мирянина - святые Евтихий и Акутион.
На следующее утро всех мучеников вывели в цирк на растерзание диким зверям, но звери не тронули их. Тимофей объявил, что все чудеса происходят от колдовства христиан, но тут же ослеп и стал взывать о помощи. Кроткий священномученик Ианнуарий помолился об его исцелении, и Тимофей прозрел. Душевная же слепота не оставила мучителя, и он, с еще большей яростью обвиняя христиан в колдовстве, приказал отсечь всем мученикам головы за стенами города († 305).
Христиане окрестных городов взяли тела святых мучеников для погребения, причем каждый город взял по одному, чтобы иметь своего ходатая пред Богом. Жители Неаполя взяли себе тело священномученика Ианнуария. Вместе с телом они собрали с земли его запекшуюся кровь. Когда сосуд с этой кровью поставили на мощи святого мученика, положенные в церкви города Неаполя, кровь растворилась и сделалась горячей, как только что пролитая. От мощей священномученика Ианнуария происходило много чудес. Во время извержения Везувия, когда жители города молились священномученику Ианнуарию, лава остановилась, не дойдя до города. Благочестивая женщина приложила икону с изображением священномученика к умершему сыну, и он воскрес.
Поделиться992010-05-06 11:17:02
6 мая - День святого Георгия Победоносца
Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился Георгий в городе Бейруте (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор.
Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.
Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, святой Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь святого Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.
После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Святой Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но святой Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри.
Святой мученик все терпеливо переносил с молитвой на устах. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.
Поделиться1002010-05-07 07:19:20
7 мая - День памяти мученика Саввы Стратилата
Мученик Савва своей храбростью достиг высокого чина воеводы-стратилата и служил при императоре Аврелиане (270–275).
С детства Савва был христианином и усердно следовал заповедям Христа. Он помогал неимущим и посещал заключенных в темницах. За чистую и добродетельную жизнь святой получил от Господа дар чудотворения и именем Христа исцелял больных и изгонял бесов.
Когда император узнал, что святой Савва - христианин, он потребовал от него отречения. Мученик сбросил воинский пояс и подтвердил, что не оставит свою веру.
Святого били, опаляли свечами, а затем бросили в котел со смолой, но Савва остался невредим. Видя его мучения, в Христа поверили 70 воинов, которых тут же усекли мечом.
Савву бросили в темницу. В полночь, во время молитвы, мученику явился Христос и осиял его светом Своей Славы.
Спаситель повелел ему не бояться, но дерзать. Укрепленный, Савва перенес наутро новые мучения и был утоплен в реке. Произошло это в 272 году.