В замке Эллинорра Любовь без границ Ирена Цибърска на сервере Проза.ру Данута Рексць на сервере Стихи.ру Елена Несмеяна на сервере Стихи.ру

КАЛОКАГАТИЯ - ΚΑΛΟΚΑΓΑΘΊΑ

Объявление

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Чехов Антон Павлович 

 

 

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КАЛОКАГАТИЯ - ΚΑΛΟΚΑΓΑΘΊΑ » ПУТИ ГОСПОДНИ... » Православные праздники


Православные праздники

Сообщений 61 страница 70 из 200

61

4 февраля День святого апостола Тимофея

http://s59.radikal.ru/i164/1002/9f/1c60eae20655.jpg

Святой апостол Тимофей происходил из Ликаонского города Листры в Малой Азии. Он был обращен ко Христу в 52 году святым апостолом Павлом.
Когда апостолы Павел и Варнава впервые посетили Ликаонские города, апостол Павел в Листре исцелил хромого от рождения, и многие жители города уверовали во Христа, среди них был и будущий апостол, юноша Тимофей, его мать Евника и бабка Лоида.
Семена веры, посеянные апостолом Павлом в душе святого Тимофея, принесли обильные плоды. Тимофей стал ревностным учеником апостола, а впоследствии — его неотлучным спутником и сотрудником в проповеди Евангелия. Апостол Павел любил святого Тимофея и называл его в Посланиях своим возлюбленным сыном, с благодарностью вспоминая его верность и преданность. Он писал Тимофею: «Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях...»
В 65 году апостол Павел рукоположил апостола Тимофея во епископа Ефесской Церкви, которой святой Тимофей управлял 15 лет. Святой апостол Павел, находясь в Риме в темнице и зная, что ему предстоит мученический подвиг, вызвал к себе верного ученика и друга апостола Тимофея на последнее свидание.
Святой Тимофей закончил жизнь мученически. В Ефесе язычники совершали праздник в честь идолов и носили их по городу, сопровождая нечестивыми обрядами и песнями. Святой епископ Тимофей, ревнуя о Славе Божией, старался останавливать и вразумлять ослепленных идолопоклонством людей, проповедуя им истинную веру во Христа.
Язычники в озлоблении бросились на святого апостола, били его, влачили по земле и, наконец, побили камнями. Мученическую смерть за Христа святой апостол Тимофей воспринял в 80 году. В IV веке святые мощи апостола Тимофея были перенесены в Царьград и положены в храме Святых Апостолов. Церковь чтит святого Тимофея в числе 70-ти апостолов.

0

62

5 февраля - День памяти мучеников Климента и Агафангела (умер в 312 году).

Священномученик Климент родился в Галатийском городе Анкире в 258 году от отца язычника и матери христианки. В младенчестве лишился отца, а на двенадцатом году - и матери, которая предсказала ему мученическую кончину за веру во Христа. Усыновившая его женщина, София, воспитывала его в страхе Божием. Во время страшного голода в Галатии некоторые язычники бросали своих детей, не имея возможности их прокормить, и София собирала несчастных к себе, питала и одевала их, а святой Климент помогал ей в этом. Он учил детей и готовил их к принятию святого Крещения. Многие из них впоследствии скончались мученически за веру во Христа.                 
За добродетельную жизнь святой Климент был поставлен в чтеца, а затем в диакона, в восемнадцать лет получил сан пресвитера, а в двадцатилетнем возрасте был рукоположен во епископа Анкирского. Вскоре вспыхнуло гонение Диоклитиана (284 - 305) на христиан. По доносу привлечен был к ответу и епископ Климент. Правитель Галатии Дометиан пытался склонить святого к поклонению языческим богам, но епископ Климент твердо исповедовал веру Христову и мужественно претерпел все мучения, которым подверг его лютый наместник. Его вешали на дереве, резали тело острым железом так, что видны были кости, жестоко били палками и камнями, вертели на колесе и жгли на медленном огне. Господь хранил Своего страдальца и чудесно исцелял его истерзанное тело. Тогда Дометиан послал святого в Рим к самому императору Диоклитиану с донесением о том, что епископ Климент был жестоко мучим, но оказался непреодолим. Диоклитиан, увидев мученика совершенно здоровым, не поверил донесению и подверг его еще более жестоким пыткам, а затем заключил в темницу.
Многие из язычников, видя мужество святого и чудесное исцеление его от ран, уверовали во Христа. К святому Клименту в темницу стекались люди для наставлений, исцелений и Крещения, так что темница превратилась в храм. Многие из них по доносу были казнены императором. Диоклитиан, пораженный удивительным терпением святого Климента, отослал его в Никомидию к своему соправителю Максимиану.
По дороге, на корабле, к святому присоединился ученик его Агафангел, избежавший казни с другими исповедниками и желавший пострадать и умереть за Христа вместе с епископом Климентом.
Император Максимиан отдал святых Климента и Агафангела правителю Агриппину, который подверг их таким нечеловеческим истязаниям, что даже в зрителях-язычниках вспыхнуло чувство сострадания к мученикам и они побили камнями мучителей.
Получив свободу, святые исцеляли жителей города возложением рук, крестили и наставляли людей, стекавшихся к ним во множестве. Снова схваченные по распоряжению Максимиана, они были отправлены на родину в город Анкир, где князь Анкирский Куриний вновь подверг их мучениям, а затем отослал в город Амисию к наместнику Дометию, отличавшемуся особой жестокостью.
В Амисии святые мученики были брошены в кипящую известь, пробыли в ней сутки и остались невредимы. С них сдирали кожу, били железными палками, клали на раскаленные железные кровати и поливали серой. Святым всё это не вредило, и они были отправлены в Тарс для новых мучений. По дороге в пустыне святому Клименту, по его молитве, было дано откровение, что он еще 28 лет будет страдать за Имя Христово. Претерпев множество мучений, святые были заключены в темницу.
После смерти Максимиана святой Агафангел был усечен мечом. Святого Климента освободили анкирские христиане из темницы и отвезли в пещерный храм. Там, после совершения Литургии, святой возвестил верующим скорое окончание гонений и свое близкое отшествие. Святой мученик действительно вскоре был убит воинами города, ворвавшимися в храм. Святому отсекли мечом голову во время принесения им Бескровной Жертвы

0

63

7 февраля День святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского
http://s005.radikal.ru/i210/1002/ad/8c4af668a6b6.jpg
Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский, получил такое наименование за свои глубочайшие познания и боговдохновенные толкования Священного писания.
Он родился около 329 года в Арианзе, имении своих родителей близ города Назаиана в южной Каппадокии (Малая Азия). Мать его, святая Нонна происходила из знатной и благочестивой христианской семьи и доводилась двоюродной сестрой святителю Амфилохию, епископу Иконийскому. Святая Нона вышла замуж за Григория Арианзского, богатого землевладельца, который под влиянием жены оставил свои заблуждения (до женитьбы он принадлежал к одной из иудейских сект), принял святое Крещение и стал ревностным христианином. Впоследствии святой Григорий Ариазанский был посвящен в сан пресвитера, а затем — епископа Назианзинского и всецело посвятил себя служению Церкви Христовой.
По молитвам благочестивых Григория и Ноны у них родился сын Григорий, который еще до рождения был обещан матерью на служение Богу. Родители дали святому Григорию, а также и его младшему брату Кесарию блестящее образование. После домашних занятий с дядей, епископом Иконийским, опытным преподавателем риторики, святой Григорий прошел курс учения в школах Назианза, Кесарии Каппадокийской и Александрии. Юноша обладал выдающимися способностями, а вместе с тем горячим благочестием. Узнав от матери, что он посвящен Богу, святой Григорий принял обет сохранить себя в целомудрии и чистоте.
Для завершения своего образования святой Григорий отправился в Афины. Здесь он встретил святого Василия Великого, с которым его соединила нерасторжимая дружба. Шесть лет провел святой Григорий в Афинах, изучая литературу, философию, математику, музыку, геометрию, астрономию.
По окончании учения, по просьбе афинян святой Григорий остался в Афинах на короткое время преподавателем красноречия, а потом возвратился к родителям в Назианз, где, будучи 30 лет от роду, принял святое Крещение от своего отца, ставшего к тому времени епископом.
В 374 году преставились родители святителя Григория. Святой Григорий удалился в Селевкию Исаврийскую, где служил при церкви святой великомученицы Феклы. Здесь он принял попечение о больницах и убежищах для престарелых. Много трудов положил святитель Григорий, добывая средства для обеспечения больниц и богаделен и организуя в них порядок.
После смерти святителя Василия Великого святой Григорий, исполняя предсмертную просьбу своего друга, отправился в Константинополь для борьбы с ересью Македония, отрицавшего Божество Святого Духа.
Почти все храмы Константинополя были во власти еретиков. В 379 году святитель Григорий начал служить и проповедовать в небольшой домовой церкви своих родственников, которую назвал «Анастасия» («Воскресение»), веря, что именно здесь начнет воскресать Православие. С неотразимой убедительностью опровергал он все доводы еретиков, вдохновенно раскрывая истинное учение Церкви. Слушатели волновались около епископской кафедры, громко выражая знаки одобрения и записывая слова святителя. Горячая проповедь святителя Григория, его глубокое знание и истолкование Священного Писания, праведная христианская жизнь привлекали к нему все больше паствы, и ему удалось добиться значительного ослабления еретиков.
При поддержке Александрийского Патриарха Петра (373-380) и Константинопольского императора Феодосия (379-395) святитель Григорий Богослов был поставлен Патриархом Константинопольским и утвержден в этом сане II Вселенским Собором в 381 году.
Однако возведение святителя Григория на Константинопольскую кафедру вызвало неудовольствие со стороны Египетских и Македонских епископов. Это вызвало смуту и несогласие в Церкви. Тогда святой Григорий решил удалиться из Константинополя, чтобы утишить бурю церковную. Ни уговоры императора, ни просьбы клириков не сломили воли святителя. Он удалился в родовое имение Арианз и пребывал там в иноческих подвигах.
Святитель Григорий вел строгий подвижнический образ жизни: ходил босыми ногами, имел только одну обветшалую одежду, спал на голой земле или на ложе из древесных ветвей под прикрытием рубища; пищей для него служили хлеб и овощи, питием — вода, в которую он иногда примешивал немного уксуса.
В город Назианз, обуреваемый ересью, святитель Григорий поставил благочестивого епископа Евлалия. Обращаясь с многочисленным посланиями, святитель продолжал мужественно обличать еретиков и разъяснять православное вероучение. Он великодушно простил юношу, покушавшегося на его жизнь в Константинополе.
25 января (7 февраля по новому стилю) 389 года святитель Григорий Богослов преставился ко Господу, оставив в назидание православным великое боговдохновенное наследие: 243 послания, 507 духовных стихотворений и 45 проповедей. Полное собрание творений святителя Григория Богослова было переведено на русский язык и издано трижды: в 1822-1841 годах, в 1843-1848 годах (в шести томах) и в 1889 году (в двух томах).

0

64

Начало масленичной недели

http://i053.radikal.ru/1002/4b/c0db769ca8c1.jpg

Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.
Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.
На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник — встреча Масленицы, во вторник — заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины».
В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу — тещины вечерки — зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным воскресеньем» или «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками.

0

65

10 февраля День преподобного Ефрема Сирина
http://s55.radikal.ru/i148/1002/fe/df67343a718b.jpg
Святой Ефрем был родом из Месопотамии из города Низибии. Он родился в царствование Константина Великого от христианских родителей и дожил до царствования Феодосия Великого.
Еще в юных годах святой Ефрем отрекся от мира и ушел в пустыню, где стал иноком. Он получил от Бога дар премудрости: из уст его истекала благодать, подобно сладкой реке напаявшая умилением души всех, слушавших его поучения. Это было предзнаменовано ему в самом раннем возрасте.
Когда он был еще ребенком, родители его видели о нем следующий сон: виноградная лоза взошла на языке мальчика и, выросши, наполнила ветвями и гроздьями всю поднебесную. Птицы небесные собирались и ели ягоды винограда, и сколько они съедали, настолько же количество винограда увеличивалось. Когда затем святой Ефрем подвизался на одной пустынной горе, исполненный великого умиления и сердечного сокрушения, один из богоносных отцов видел во сне светлого, сиявшего подобно ангелам, мужа.
Он держал в руке исписанный свиток и спрашивал:  Кто может принять и сохранить этот свиток? Голос свыше отвечал ему: Никто другой, кроме Ефрема, угодника Моего.
Перед явившимся мужем стоял Ефрем. Он открыл свои уста, а муж вложил ему в рот свиток. Преподобный Ефрем съел свиток, а затем вскоре после этого начал говорить и писать назидательные речи, приводившие в умиление каждого, читавшего их и слушавшего. Они могли в каждом возбудить страх Господень и наставить на путь покаяния, как это ясно из его боговдохновенных книг.
Преподобный отец наш Ефрем, прожив богоугодно много лет и приведши многих ко спасению, заблаговременно провидел свою кончину и написал для своих учеников поучительное завещание. Проболев немного, он в глубокой старости отошел ко Господу. Честное тело его было погребено в его обители, находившейся в пустыне, в пределах Эдесских в Сирии.

0

66

Перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца (умер в 107 году)
http://s001.radikal.ru/i196/1002/f3/2c5cf7e65e97.jpg
Священномученик Игнатий Богоносец, родом из Сирии, был учеником святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, вместе со святым Поликарпом (память 23 февраля), епископом Смирнским.
Святой Игнатий был вторым епископом Антиохийским, преемником епископа Евода, святого апостола от 70-ти.
Предание сообщает, что когда святой Игнатий был ребенком, Спаситель обнял его и сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Богоносцем же он наименован потому, что имел Имя Спасителя в своём сердце и непрестанно Ему молился. Святой Игнатий ревностно и не жалея сил трудился на ниве Христовой. Ему принадлежит установление в церковной службе антифонного пения (на два лика или хора). Во время гонений он укреплял души своей паствы и сам горел желанием пострадать за Христа.
В 106 году император Траян (98 - 117), по случаю победы над скифами, приказал повсеместно приносить жертвы языческим богам, а христиан, отказывающихся поклониться идолам, убивать. Во время похода против армян и парфян в 107 году император проходил через Антиохию. Здесь ему донесли, что епископ Игнатий открыто исповедует Христа, учит презирать богатство, вести добродетельную жизнь, хранить девство. В это время святитель Игнатий добровольно явился к императору, чтобы отвратить гонение на антиохийских христиан. Настойчивые просьбы императора Траяна принести жертву языческим идолам были решительно отвергнуты святым Игнатием. Тогда император решил отдать его на съедение зверям в Риме. Святитель Игнатий с радостью принял вынесенный ему приговор. Его готовность к мученическому подвигу засвидетельствована очевидцами, сопровождавшими святого Игнатия из Антиохии в Рим.
На пути в Рим корабль, отплывший из Селевкии, остановился в Смирне, где святой Игнатий встретился со своим другом епископом Поликарпом Смирнским. Из других городов и сёл к святому Игнатию стекались священнослужители и верующие. Святитель Игнатий увещевал всех не бояться смерти и не скорбеть о нём. В своем послании к римским христианам от 24 августа 107 года он просил их содействовать ему молитвами, просить Бога укрепить его в предстоящем мученическом подвиге за Христа:
«Его ищу, за нас умершего, Его желаю, за нас воскресшего... Моя любовь распялась, и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая и говорящая во мне, изнутри взывает мне: «Иди к Отцу».
Из Смирны святой Игнатий прибыл в Троаду. Здесь его застало радостное известие о прекращении гонений на христиан в Антиохии. Из Троады святой Игнатий отплыл в Неаполь (в Македонию) и потом в Филиппы.
По пути в Рим святой Игнатий посещал храмы, произносил поучения и наставления. Тогда же он написал еще шесть посланий: к ефесянам, магнезийцам, траллийцам, филадельфийцам, к епископу Смирнскому Поликарпу. Все эти послания сохранились и дошли до наших дней.
Римские христиане встретили святого Игнатия с великой радостью и глубокой скорбью. Некоторые из них надеялись уговорить народ отказаться от кровавого зрелища, но святитель Игнатий умолил не делать этого. Преклонив колена, он молился вместе со всеми верующими о Церкви, о любви между братиями и о прекращении гонений на христиан.
В день языческого праздника 20 декабря святого Игнатия вывели на арену цирка, и он обратился к народу: «Римские мужи, вы знаете, что я осуждён на смерть не ради злодеяния, но ради Единого моего Бога, любовью к Которому я объят и к Которому стремлюсь. Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым хлебом». Сразу же после этого были выпущены львы.
Предание повествует, что, идя на казнь, святой Игнатий непрестанно повторял Имя Иисуса Христа. Когда его спросили, почему он это делает, святой Игнатий отвечал, что носит это Имя в своем сердце, «а Кто запечатлен в моем сердце. Того я устами исповедую».
Когда святой был растерзан, оказалось, что сердце его нетронуто. Разрезав сердце, язычники увидали на внутренних сторонах его золотую надпись: «Иисус Христос». В ночь после казни святитель Игнатий явился многим верующим во сне, чтобы их утешить, а некоторые видели его молящимся.
Услышав о великом мужестве святителя, Траян пожалел о нём и прекратил гонение на христиан.
Мощи святого Игнатия перенесены в Антиохию, а впоследствии со славою возвращены и положены 1 (11) февраля в церкви во имя священномученика Климента, папы Римского (91 - 100).

0

67

12 февраля — Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
http://s003.radikal.ru/i203/1002/33/1657ae3e13c4.jpg
В царствование благоверного и христолюбивого царя Алексея Комнена, который принял царскую власть после Никифора Ботаниата, был в Константинополе великий спор об этих трех святителях между искуснейшими в красноречии учителями мудрости.
Одни ставили выше прочих святителей Василия Великого, называя его искусным оратором, так как он всех превосходил словом и делом, причем видели в нем мужа, мало, чем уступающего ангелам, твердого нравом, не легко прощающего согрешения и чуждого всего земного; ниже его ставили божественного Иоанна Златоуста, как имевшего отличные от указанных качества: он был расположен к помилованию грешников и скоро допускал их к покаянию.
Другие, наоборот, возвышали божественного Златоуста, как мужа человеколюбивого, понимающего слабость человеческого естества, и как красноречивого оратора, наставлявшего всех на покаяние множеством своих медоточивых речей; поэтому и почитали его выше Василия Великого и Григория Богослова.
Иные, наконец, стояли за святого Григория Богослова, утверждая, что он убедительностью речи, искусным истолкованием Священного Писания превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости, как ранее живших, так и современных ему. Так, одни возвышали славу святого Григория, а другие унижали его значение. От этого происходил между многими раздор, причем одни назывались Иоаннитами, другие Василианами, а иные Григорианами. Об этих именах спорили мужи искуснейшие в красноречии и мудрости.
Спустя некоторое время после того, как возникли споры, явились эти великие святые, сначала каждый отдельно, а затем все три вместе, — притом не во сне, а наяву, — Иоанну, епископу Евхаитскому, ученейшему мужу, весьма сведущему в эллинской мудрости (как об этом свидетельствуют и его сочинения), а также прославившемуся своею добродетельною жизнью. Они сказали ему едиными устами:
— Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Каждый из нас отдельно, в свое время, возбуждаемый Божественным Духом, написал соответствующие поучения для спасения людей. Чему мы научились сокровенно, то передали явно людям. Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство. Мы же совершающим память о нас будем споспешниками к спасению, так как мы надеемся, что имеем некоторую заслугу у Бога.
Сказав это епископу, они стали подниматься на небо, сияя неизреченным светом и называя друг друга по имени. Блаженный епископ Иоанн тотчас своими стараниями восстановил мир между враждовавшими, так как он был муж великий в добродетели и знаменитый в любомудрии. Он установил праздник трех святителей, как и повелели ему святые, и завещал церквам праздновать его с подобающим торжеством. В этом ясно обнаружилась мудрость сего великого мужа, так как он усмотрел, что в январе совершается память всех трех святителей, а именно: в первый день — Василия Великого, в двадцать пятый — божественного Григория, а в двадцать седьмой — святого Златоуста, — то он соединил их в тридцатый день того же месяца, увенчав празднование их памяти канонами, тропарями и похвалами, как это и приличествовало.
Святой Василий Великий превзошел в книжной мудрости не только учителей своего времени, но и древнейших: он прошел не только всю науку красноречия до последнего слова, но и хорошо изучил философию, а равно постиг и ту науку, которая учит истинной христианской деятельности. Затем, проводя добродетельную жизнь, исполненную нестяжательности и целомудрия, и восходя умом к Боговидению, он был возведен на архиерейский престол, имея 40 лет от рождения, и в течение 8 лет был предстоятелем Церкви.
Святой Григорий Богослов был столь велик, что если бы можно было создать человеческий образ и столп, составленный по частям из всех добродетелей, то он был бы подобен великому Григорию. Просияв своей святой жизнью, он достиг такой высоты в области богословия, что всех побеждал своею мудростью, как в словесных спорах, так и в истолковании догматов веры. Поэтому он и был назван Богословом. Он был святителем в Константинополе 12 лет, утверждая Православие. Пожив затем малое время на Патриаршем престоле (как об этом пишется в его житии), он оставил престол по преклонности возраста и, будучи 60 лет, отошел в горные обители.
О божественном Златоусте по справедливости можно сказать, что он превзошел всех еллинских мудрецов разумом, убедительностью слова и изяществом речи; Божественное Писание он изъяснил и истолковал неподражаемо; равным образом, в добродетельной жизни и боговидении он далеко превзошел всех. Он был источником милости и любви, был исполнен ревности учительства. Всего он прожил 60 лет; пастырем Христовой Церкви был 6 лет.

0

68

13 ФЕВРАЛЯ - ПАМЯТЬ СВЯТИТЕЛЯ НИКИТЫ, ЗАТВОРНИКА ПЕЧЕРСКОГО, ЕПИСКОПА НОВГОРОДСКОГО.
http://s005.radikal.ru/i211/1002/cd/e58f9f22c86a.jpg
С юных лет святой Никита поступил в Киево-Печерскую обитель и вскоре решился сделаться затворником, несмотря на внушение игумена о преждевременности такого подвига для молодого инока. В затворе Никита подвергся следующему искушению: по внушению диавола он перестал молиться Богу и весь предался чтению книг Ветхого Завета. Никита так изучил их и выучил на память, что никто не мог сравниться с ним в знании этих книг. Когда его блестящее знание ветхозаветного Писания стало известным многим, князья и бояре стали приходить к нему для слушания и наставлений. Однако, многих удивляло, что о книгах Нового Завета он и слышать не хотел и всячески избегал их упоминания. Тогда мудрые старцы монастыря поняли, что Никита «впал в прелесть», то есть подпал под диавольское обольщение. От этого состояния Никита был избавлен усердными молитвами печерских иноков. После этого Никита покинул свой произвольный затвор. Продолжая строго поститься, он стал прилежно молиться Богу, и чрез непродолжительное время он своим послушанием и смирением превзошел других иноков.
Через несколько лет Никита был поставлен епископом в Новгороде. Он хорошо проповедовал, наставляя верующих евангельскими словами. Будучи за свою святую жизнь награжден от Бога даром чудес, он многим помог и многих исцелил. Так, однажды он молитвой низвел с неба дождь, в другой раз по его молитве прекратился в городе пожар.
После 13-летнего епископства святой Никита мирно скончался в 1108 году. Через 445 лет после его кончины, при царе Иване Васильевиче Грозном (1530-1584 гг.), мощи святителя были обретены нетленными, и тогда совершилось много исцелений; причем преимущественно больные глазами и слепые улучали исцеления.

0

69

Начало Великого Поста
http://s003.radikal.ru/i204/1002/e4/59f875d4713e.jpg
Пост Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы называется Великим постом по особой важности его установления.
Он установлен, главным образом, в память сорокадневного Поста Иисуса Христа, вскоре после Своего крещения удалившегося в пустыню и постившегося там (Мф. 4, 2), а также сорокадневного Поста Моисея (Исх. 34, 28) и Илии (3 Цар. 19, 8).
О том, что Пост был установлен Апостолами и длился сорок дней почти с начала его установления, есть свидетельства с глубокой древности, а само название «Четыредесятница» часто встречается в древних письменных памятниках.
Однако, соблюдался Пост Святой Четыредесятницы (длившийся повсюду 40 дней) в древней Церкви не в одно и то же время. Это зависело от неодинакового счисления дней Поста и дней, когда он разрешался. В Восточных Церквях существующий и доныне порядок хранения Великого Поста установился в IV веке.
Великий Пост состоит из сорокадневного Поста (Четыредесятницы) и Поста Страстной седмицы «ради спасительных страстей» Христовых. В Постановлениях апостольских о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (Четыредесятница) прежде Поста Пасхи (Страстной седмицы)» (кн. 5, гл. I).
Древние христиане соблюдали Великий Пост с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого (третьего по полудни) часа дня. Пищу вкушали после девятого часа, употребляя хлеб и овощи. Запрещались мясо, молоко, сыр, яйца.
Правила соблюдения Великого Поста отражены и в Уставе церковном (Типикон, гл. 32). Особо строгий Пост Православная Церковь предписывает в своем Уставе хранить в первую и Страстную седмицы. В понедельник и вторник первой седмицы предписывается соблюдать высшую степень Поста: «Отнюдь вовсе ясти не подобает». В остальные седмицы Поста, кроме суббот и воскресений, — сухоядение. В субботние и воскресные дни разрешается сваренная пища с елеем (растительным маслом). И только в праздник Благовещения, если он приходится не в Страстную седмицу, разрешается вкушение рыбы.
Церковь строго осуждает нарушающих Великий Пост, но, действуя в духе любви и милосердия Божия, не возлагает правил пощения во всей полноте на детей, больных, немощных и престарелых, не отчуждает их от участия в радости причащения и Пасхи. Но немощные телом, как и здоровые, обязаны во время Великого поста творить дела любви и милосердия и, равно как и в другие посты, хранить духовный пост от грехов.
В многочисленных стихирах и тропарях служб Святой Четыредесятницы Церковь разъясняет сущность истинного Поста как средства духовного возрождения: время духовного подвига, упрочения себя в самоотвержении, умерщвления греховных пожеланий. Поэтому Церковь в своих песнопениях Святую Четыредесятницу называет веселым временем Поста.

0

70

Святые праведный Симеон Богоприимец и Анна пророчица - день памяти 16.02 н.ст. (03.02 ст.ст.)
http://s45.radikal.ru/i108/1002/60/68b9ad70930d.jpghttp://s48.radikal.ru/i120/1002/39/5d817ad1dd25.jpg
К какому колену принадлежит святой Симеон, где было его отечество и кто были его родители, – все это остается нам неизвестным; знаем только, что он был праведен и благочестив. Св.Симеон был одним из семидесяти переводчиков Священного Писания.
В законе Господнем предписано евреям посвящать Богу всякого первенца мужского пола. Поэтому и Пресвятая Дева Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса в Иерусалим представить пред Господом. Тогда был в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. Согласно преданию, это обещание он получил еще за 270 лет до Рождества Христова. В то время Симеон состоял в числе 70 переводчиков (толковников), которые переводили священные книги Библии с еврейского на греческий язык для библиотеки египетского царя Птоломея Филадельфа. Симеон при переводе пророчества Исаии о рождении Еммануила(Мессии) от Девы (Ис.7,14) усомнился в точности пророчества и хотел исправить слово «дева» на «жена». В этот момент он и получил извещение от Духа Божия, чтобы он не смел искажать пророчества и что он не умрет до тех пор, пока не увидит исполнения пророчества Исаии о рождении Мессии именно от Девы.
Старец Симеон пришел по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицеем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк.2,25-32). Иосиф же и Пресвятая Дева Мария дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,- и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец.
После того как увидел спасение Божие "еже, уготова пред лицем всех людей" и как благословил родителей младенца, святой и праведный Симеон тотчас почил о Господе на 270 году своего возраста и был погребен в приготовленной им же могиле.

Св.мощи его были перенесены в Константинополь при императоре Иустине и положены в храме Св.Иакова брата Господня , который был построен этим же Императором.
В событии принесения Богомладенца в храм Иерусалимский произошла встреча (сретение) двух Заветов: Ветхого и Нового - совершенного Завета (т.е. союза Бога с человеком). Одни из последних праведников Ветхозаветной Церкви - свв. Симеон-старец и Анна-пророчица - сподобились встретить в храме Основателя Нового Завета, в лице Которого уже встретились Бог и человек.
Православный храм на месте дома св.Симеона Богоприимца находится в одном из респектабельных районов современного западного Иерусалима, называемого «Сан Симон». Т.е. и сегодня в названии этого места сохранилась историческая привязанность к памяти св.Симеона Богоприимца. Сам храм, огороженный достаточно высоким забором и утопающий в зелени вечнозеленых деревьев, едва виден издали.
Есть еще и другое историческое название этого района – Катамоны. Как пишет историк и палестиновед Н.Н.Лисовой "Катамонас" в переводе с греческого означает "стоящий отдельно". Но с изменением одной буквы ("катамонос") это слово звучит "пребывающий", "долго живущий". И тот и другой смысл можно вкладывать в историю жизни праведного старца Симеона".

В Иерусалиме сохранялось древнее предание, «что на холме, лежащем к югу от продолговатой горы, находился дом праведного и благочестивого Симеона с его садом, в котором были и семейные их могилы, как это было к обычае у Иудеев и других древних народов, например у Египтян, у жителей Палестины, Сирии и проч.. Что касается до построек древнейших времен, то все они с течением времени были истреблены и исчезли; существование же в древние времена прочных и великолепных построек свидетельствуется тем, что и поныне сохраняются от зданий большие и обтесанные камни, также различные подземные водоемы около зданий и многие места на поверхности земли, устланные мозаикой, - что свидетельствует о великолепных зданиях, бывших в эпоху христиан. В 1859 году этот участок приобретает монах Аврамий, из города Мадита, бывший тогда поверенным по постройкам Греческого монастыря. Он производит раскопки и обнаруживает в результате которых под скалой внизу были открыты , вырубленные гробницы наполненные землей, камнями - и костями, которые однако, при соприкосновении с воздухом, тотчас обратились в прах. Эти погребальные пещеры и были признаны за место погребения праведного Симеона.
Современный храм в Катамоне состоит из двух частей, соединенных общим широким портиком.
Могила праведного Симеона находится в боковом левом приделе. Это пустая могильная яма. Мощи, как мы говорили, давно были перенесены в Константинополь, а ныне, унесенные при разграблении города крестоносцами, находятся в городе Загорье, в Хорватии.

Над могилой беломраморная плита, покоящаяся на четырех столбах, над ней - высокий резной деревянный киворий. Слева от гробницы, на северной стене храма, размещен ряд икон, иллюстрирующих историю о Симеоне. На первой из них Симеон со своими сотрудниками работает над созданием Септуагинты.(1) На второй - он бросает перстень в реку, и рыба тотчас подхватывает его.(2) На третьей иконе изображена трапеза. Симеон разрезает рыбу и видит свой перстень.(3) На восточной стене придела в особом аркосалии находится икона "Не рыдай Мене Мати", интересно, что по гречески этот извод называется "Крайнее смирение".
Храм освящен в 1881 г. при Патриархе Иерусалимском Никодиме, который особенно любил это место и превратил его в одну из загородных патриарших резиденций. Раньше храм был приходским, поскольку вокруг жило много православных арабов. В 1948 г. арабские жители ушли из этого района и храм этот посещается в основном православными паломниками чаще из Греции. Русские паломники любят приезжать сюда на праздник памяти св.Симеона Богоприимца и св.пророчицы Анны.
Праведная пророчица Анна тоже участвовала во встрече сорокадневного Младенца Христа в Иерусалимском храме. Святой евангелист Лука повествует: "Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2, 36-38).

0


Вы здесь » КАЛОКАГАТИЯ - ΚΑΛΟΚΑΓΑΘΊΑ » ПУТИ ГОСПОДНИ... » Православные праздники


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно