Египет
В Египте роза посвящалась Изиде, она символизировала чистую любовь, освобожденную от страсти и плотских удовольствий. Может поэтому, лепестки роз использовались в невероятном количестве во время пиршеств, наверное, чтобы предотвратить гнев Изиды и получить ее благосклонность. Пол зала, где проходили пиршества, на треть метра устилался лепестками роз; ими набивали подушки на ложах, а из фонтанов била розовая вода.
Роза была любимым цветком Клеопатры. Принимая своего возлюбленного Марка Антония, царица осыпала его лепестками красных роз, которые в стране сфинксов и пирамид считались символом страсти горящего любовью сердца. Любила она розу не только за ее красоту, но и за то, что она помогла вернуть ей любимого. В те времена было принято бросать в вино лепестки роз с венка того, к кому чувствуешь особенное расположение, и выпивать это вино. Плиний пишет что, когда Антоний стал очень подозрительным и не доверял никому, даже Клеопатре, то она велела пропитать свой венок ядом. А во время пира, когда Антоний бросил несколько роз с венка Клеопатры к себе в бокал, царица остановила его и велела привести осужденного на смерть, которому и дала выпить это вино со словами: «Посмотри, Марк Антоний, как я могла легко от тебя избавиться, если бы только смогла без тебя жить». После этого пира два величайших правителя не расставались, а розы стали еще и символом примирения.
Рим
Древний Рим не уступал Египту в поклонении розе. В период Римской республики роза была символом нравственности и наградой за выдающиеся деяния. Считалось, что роза вселяет мужество и бесстрашие. Римские воины, готовясь к сражениям, одевали венки из роз вместо шлемов, а их щиты украшало изображение розы.
В домах веточку розы вешали над столом как символ молчания и тайны. Она напоминала собеседникам о том, что не все сказанное за столом должно быть известно посторонним. Отсюда появилось выражение «sub rosa dictum», что означает: сказал под розой, или совершенно секретно.
Позднее, во времена падения Римской империи, отношение к розе изменилось. Теперь роза представляла собой предмет роскоши. Лепестки роз были везде и всюду, ими набивались подушки, матрацы, усыпались полы залов, столы, каждый гость обязательно был в венке из роз и даже рабы, прислуживающие у столов, были в розовых венках. Некоторые пиршества были настолько пышными, что розы, используемые на них, обходились в бочонок золота. Из лепестков роз делали напитки и яства: пудинги, желе, знаменитый розовый сахар и другие сладости, которые и сейчас готовят на востоке.
Культ розы превзошел границы возможного. Патриции засыпали розами любимых матрон, некоторые велели усыпать розовыми лепестками даже поверхность моря, когда отправлялись на галерах на прогулку.
Девушки окуривали себя фимиамом из роз, привораживая любимых... Гладиаторы умащивали тело розовым маслом, чтобы быть непобедимыми в жестоких играх. Во время пиров псевдопоследователи Эпикура возлежали на ложах из лепестков роз и прекрасные рабыни осыпали их дождем из нежных лепестков. А однажды во время пира на гостей обрушилась такая лавина лепестков роз, что часть гостей в них задохнулась...
Во времена правления императора Нерона корабли сквозь штормы и бури, исполняя его безумные приказания, доставляли из далекой Африки лепестки роз.
Франция
Вероятно, по причине такого отношения римлян к «королеве цветов» первые христиане объявили розу языческим цветком греха, пресыщенности и разврата.
Однако табу длилось недолго: цветок не может отвечать за людские ошибки. И в XIII веке французский граф Шампаньи Тибо VI привозит в свой замок трофей из крестового похода – махровую розу. Французы, ценители совершенства и изысканности, полюбили розу с первого взгляда, и она быстро завоевала Европу.
Во Франции, как и в Риме, вошли в моду венки из роз, называли их «шапель». Любопытно, что от этого слова произошло «шапо» – шляпа, так что мы обязаны розе происхождением названия головного убора.
Великобритания
В Англии роза стала элементом геральдики королевских домов, потомков династии Плантагенетов. Алая роза вошла в эмблему одной ветви династии - Ланкастеров, а другая ветвь – Йорки, взяли в свою эмблему белую. Поэтому и война между Генрихом VI Ланкастером и Эдуардом IV Йоркским была названа войной алой и белой розы (1455-1485). Как символ окончания столь длительной и бессмысленной междоусобной войны и примирения враждующих сторон был выведен необычный сорт розы. На одном кусте распускались розовые и белые бутоны, а розу так и назвали – York-and-Lancaster.
Розы на английской свадьбе использовались не только для создания букета. По традиции перед свадебной процессией должен был идти ребенок, облаченный в костюм ангела, и осыпать путь молодых к церкви лепестками роз. Ступая по лепесткам, жених и невеста, как гласят поверья, очищаются от старых грехов, проблем, плохих воспоминаний, что немаловажно для счастливой будущей совместной жизни.
Китай
В китае чайная роза считается цветком власти и провозглашена официальным символом Пекина.
Розой увлекался и великий Конфуций, посвящая свои поэзии ее красоте и запаху и воспевая ее как царицу цветов.
Говорят, что из 18.000 томов, составляющих библиотеку китайского императора, более 500 трактуют только о розе и что в императорских садах она растет в таком количестве, что цветы ее дают ежегодно более, нежели на 50.000 франков эссенции.
Израиль
Знали ли древние евреи розу, - является вопросом спорным, так как некоторые ученые находят, что встречающееся в Библии еврейское слово «шошам» переведенное Лютером слово «роза», обозначает не розу, а красную лилию.
С другой стороны, по Талмуду красная роза выросла из неповинно пролитой крови Авеля и потому должна служить украшением каждой еврейской невесты в день ее свадьбы.
Скорее всего, однако, евреи ознакомились с ней не ранее VII столетия, до Р.Х., так как до этого времени изображение ее не встречается ни на одном из папирусов.
Россия
В наши края роза попала в XVI веке, но долгое время ее распространение ограничивалось лишь садами царского двора и особо приближенных ко двору сановников.
Более обширное развитие «розоводство» получило во времена Петра I и Екатерины II. Роза стала настолько популярным и ценным цветком, что благодаря ей одна крепостная семья получила вольную. Первый русский канцлер граф Г.И. Головкин был большим ценителем роз. Для удовлетворения его прихотей был разбит огромный розовый сад, а для ухода за ним поставлен специальный садовник, выписанный из Англии. Разумеется, англичанин один был не в силах справиться с таким огромным количеством роз, и граф дал ему в помощь несколько крепостных. Один крестьянин оказался настолько хорош в этом деле, что превзошел английского садовника. Головкин был в таком восторге, что отписал вольную крепостному и всей его семье. Последним его повелением было, чтобы они именовались Розановыми и никак иначе. Бытует мнение, что распространенная в России фамилия Розанов пошла именно от этого крестьянина. Но самое главное, что у нас появились свои мастера, которые смогли распространить знания по уходу за розой.
И сейчас королеву можно встретить практически в любом парке, а в цветочных павильонах она стоит на первом почетном месте.