В замке Эллинорра Любовь без границ Ирена Цибърска на сервере Проза.ру Данута Рексць на сервере Стихи.ру Елена Несмеяна на сервере Стихи.ру

КАЛОКАГАТИЯ - ΚΑΛΟΚΑΓΑΘΊΑ

Объявление

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Чехов Антон Павлович 

 

 

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КАЛОКАГАТИЯ - ΚΑΛΟΚΑΓΑΘΊΑ » ВОТЧИНА » Праздники Болгарии


Праздники Болгарии

Сообщений 1 страница 10 из 14

1

1 ноября - День народных будителей

http://s50.radikal.ru/i127/0911/40/20c78bb8d67e.jpg

Будителями в Болгарии принято называть активных деятелей национального и культурного возрождения начала и середины 19-го века, когда страна еще находилась под османским владычеством. Они были в большинстве своем простыми учителями и духовниками, но своим подвижничеством они сумели задать толчок росту национального самосознания.
Благодаря их усилиям в Болгарии появился театр, стали развиваться современные литературные жанры, получило развитие научное дело. Церковные деятели же в 1860 г. успели добиться признания отдельной Болгарской экзархии. Дела подвижников-будителей живы и по сей день: это и густая сеть народных читалищ (районные дома культуры), и сложенные ими песни и стихи, которые чтит народная память.
Впервые праздник стали отмечать в Пловдиве в 1909 году, а с 1921 по 1945 год День народных будителей был официальным государственным праздником. В новейшей истории Болгарии праздник снова возродили в 1992 году по идее болгарского историка и общественного деятеля Петра Константинова.
День народных будителей - неприсутственный день для всех учебных заведений страны. Обычно в этот день проводятся торжественные собрания и вечера посвященные памяти деятелей болгарского Возрождения, в читалищах самодеятельные коллективы выступают с концертами и рециталами. Возлагаются цветы к памятникам подвижников-будителей.

0

2

День Васила Левского
http://s47.radikal.ru/i116/1002/84/3a172571809c.jpg
19 февраля в Болгарии отмечаем День Васила Левского (болг. Васил Левски, настоящее имя Васил Иванов Кунчев; 1837 — 18 февраля 1873), пламенного болгарского революционера, идеолога и организатора освободительной борьбы болгарского народа против османских поработителей.
В этот день 1873 года в Софии приговоренный турецким судом к смерти Левский был повешен. Его короткая жизнь, наполненная опасностями и напряжением, может действительно послужить примером. Безусловно, для всех болгар он и является таким примером.
«Я посвятил себя отечеству, служить ему до смерти и работать по народной воле», — пишет Левский. За свою полную самоотверженность и нравственную чистоту он заслужил прозвище «Апостол свободы».
Сегодня к памятнику поэта в центре Софии, воздвигнутому на самом лобном месте, потечет река людей с цветами и венками. У памятника будут звучать песни 19 века, произноситься речи, декламироваться стихи.
Несколько лет назад рядом с родным домом Васила Левского была воздвигнута часовня в его память «Все болгарские святые». Идея архитектора, музейной коллегии и всех, кто поддержал это дело, состояла в том, чтобы таким образом, хотя и не канонизированный Болгарской Православной Церковью, Левский был канонизирован всем болгарским народом.
Он стоит рядом с теми болгарскими святыми, которые отдали свою жизнь за сохранение христианской веры и всего болгарского народа. В этой часовне хранится прядь волос Васила Левского, и каждый, посетивший его родной дом и часовню, может увидеть эту самую сокровенную реликвию, оставшуюся от Апостола.

0

3

Васил Левский
http://s002.radikal.ru/i197/1002/c1/dbd2e5b976e1.jpg
Васил Левский
Васил Ле́вский (болг. Васил Левски) (18 июля 1837, Карлово — 18 февраля 1873, София) — болгарский политический деятель, революционер, участник национально-освободительного движения в Болгарии. Национальный герой Болгарии, известен как Апостол свободы.
Имя
Имя при рождении — Васил Иванов Кунчев (в тогдашней орфографии — Василь). В монашестве — иеродиакон Игнатий (Кунчев). По своему духовному сану имел подпольную кличку Дякона. Васил Левски — самая известная подпольная кличка, от названия животного лев. Другие клички — Главния книжар, Тропчо, Драгойчо. Пользовался также иноязычными псевдонимами, в частности, армянским Ованес и несколькими турецкими: Аслан Дервишоолу Кърджалъ (то есть «Лев, сын дервиша, удалец»; ср. Кырджали), эфенди Аслан Дервишоолу и Джин гиби.
После смерти Левского, в 1880—1890-е годы, его стали широко называть «Апостол свободы» (болг. Апостола на свободата) или просто «Апостол». Это прозвище особенно популяризировал классик болгарской литературы Иван Вазов.
Ранние годы
Учился в Карлове во «взаимной школе» (где была принята Белл-Ланкастерская система; такие школы были очень популярны в период национального возрождения в Болгарии). Васил Кунчев послушничал в Хиландарском монастыре на Афоне у своего дяди, два года провёл в училище в Стара-Загора и год в Пловдиве в духовной семинарии, затем 7 декабря 1858 г. постригся в Сопоте в монахи под именем Игнатия. В следующем, 1859, рукоположен в иеродиаконы. Хорошо владел турецким, греческим и армянским языками.
В 1861 году под влиянием Георгия Раковского (дяди советского партийного деятеля Х. Г. Раковского) 24-летний отец Игнатий посвятил себя революционной деятельности и ушёл из монастыря.
Революционная деятельность

http://s47.radikal.ru/i117/1002/b0/d3d13c518fa8.jpg
Васил Левский - знаменосец Второго легиона
В 1862 г. Васил-Игнатий Кунчев находится в Сербии и участвует в Первом болгарском легионе под началом Раковского. За храбрость в битве с турками получает кличку «Левский», оставшуюся с ним на всю жизнь. Участвовал в организации народных дружин («чет») с тем, чтобы четники подняли восстание против турок при поддержке Сербии. В 1863 через Румынию нелегально проник в Болгарию и в присутствии сподвижников отрезал себе монашеские косицы, заявив, что считает себя мирским «диаконом Василем». Его дядя, ставший к тому времени архимандритом, возбудил следствие против племянника, однако пловдивский митрополит нейтрализовал его. В 1864—1866 годах Левский учительствовал в Войнягово, а в 1867 в Еникёй, Бессарабия (ныне Молдавия; в 1856-1878 по Парижскому миру данная территория входила в состав Османской империи) всюду пропагандируя «патриотические дружины» и подстрекая народ против турок. Затем он вновь побывал в Румынии и Сербии, где встретился с Раковским, назначен знаменосцем в отряде Панайота Хитова, участвовал в организованном им в Сербии Втором болгарском легионе (1867—1868).
После этого разочаровался в четнической тактике и пришёл к выводу о необходимости готовить народ к восстанию постепенно, путём создания разветвлённой революционной сети на местах, без расчёта на внешнюю помощь Сербии, а затем — и без расчёта на болгарскую эмиграцию. В 1868 начал работать в «Болгарском обществе» в Бухаресте, где познакомился с поэтом Христо Ботевым. В 1869 обошёл всю Болгарию с разведывательными и пропагандистскими целями, координируя деятельность комитетов по подготовке восстанияво всех городах. В 1869 вместе с Любеном Каравеловым учредил в Бухаресте Болгарский центральный революционный комитет (БЦРК), а вскоре перенёс его деятельность в Болгарию, создав нелегальную «Внутреннюю революционную организацию». Комитет объявил себя подпольным «Временным правительством Болгарии». Комитет развернул активную деятельность во всех слоях общества, вёл террористическую деятельность, активно закупал оружие.
В будущем Левский видел Болгарию святой и чистой республикой.Гибель
22 сентября 1872 года большая группа заговорщиков была задержана при налёте на турецкую почту. Левский был против этой акции. Арест её участников поставил сеть организаций и лично Левского под угрозу. БЦРК приказал Левскому немедленно начинать восстание, однако он игнорировал приказ и решил, захватив архив Внутренней революционной организации из Ловеча, скрыться в Румынии. В Кыкрине, к востоку от Ловеча, он и был арестован 27 декабря 1872 г. турецкой полицией. Документы он успел уничтожить.

http://s53.radikal.ru/i140/1002/83/c49ded0c5396.jpg
Памятник на месте казни Левского
Существует ряд версий насчёт того, кто предал Левского. Долгое время виновником называли попа Крыстю, участника комитета ВРО в Ловече; сейчас эта версия в общем опровергнута. Но многие историки ставят под сомнение и то, что Левский вообще был кем-то предан. На это указывает тот факт, что в его поимке участвовал лишь небольшой отряд полицейских, и арестованный был отправлен в Тырново для опознания; по-видимому, турки вообще не имели понятия, кто попался им в руки. В Тырнове Левский был опознан. Его перевезли в Софию и предали суду. На суде Левский не сказал ничего о сети комитетов.
Османский суд приговорил Васила Кунчева к смертной казни. 6 (18) февраля 1873 г. (обычно отмечают 19 февраля по юлианскому календарю) «Апостол свободы» был повешен за городской чертой Софии. Ныне город разросся так, что это скорее центр города.
В культуре

http://s002.radikal.ru/i200/1002/10/5f1ea2075f69.jpg
Памятник Левскому (со львом) в Карлове, на родине

На смерть Левского Христо Ботев написал одно из самых знаменитых своих стихотворений:

О, майко моя, родино мила,
защо тъй жално, тъй милно плачеш?
Гарване, и ти птицо проклета,
на чий гроб там тъй грозно грачеш?

Ох, зная, зная, ти плачеш, майко,
затуй, че ти си черна робиня,
затуй, че твоят глас, майко,
е глас без помощ, глас във пустиня.

Плачи! Там близо край град София
стърчи, аз видях, черно бесило,
и твой един син, Българийо,
виси на него със страшна сила...
....
О мать Болгария, край мой милый,
о чем горюешь, рыдаешь слезно?
Проклятый ворон, над чьей могилой
во мраке каркаешь ты так грозно?

Ох, вижу, вижу, страна родная,
о том горюешь, что ты — рабыня, -
о том, что, отклика не встречая,
твой скорбный голос звучит в пустыне.

Так плачь же, плачь!… На краю Софии
в петле качается сын твой милый.
Его казнили тираны злые.
И, мертвый, полон он страшной силы...

На месте казни Левского уже в 1880-е годы был поставлен памятник; есть немало других монументов «Апостолу свободы». В Болгарии имеется четыре музея Левского (включая его келью в Троянском монастыре). В кабинетах президента и премьер-министра Болгарии после окончания коммунистического периода постоянно висят портреты Левского (на месте портретов царей и коммунистических лидеров).
В честь Левского назван город Левски, сёла Левски в Пазарджикской и Варненскской областях, сёла Васил-Левски в Тырговиштской, Пловдивской, Силистренской и Старозагорской областях, софийский футбольный клуб (с 1914 г.) и его домашняя арена.
В 1990-е годы поднимался вопрос о канонизации Левского. Во время церковного раскола в Болгарии, когда митрополит Пимен Неврокопский был объявлен группой архиереев патриархом вместо Максима, эта раскольничья организация объявила Левского святым (мучеником иеродиаконом Игнатием).
В 2007 году телевизионным голосованием избран величайшим болгарином всех времён.
В 2008 году в приднестровском селе Парканы, населённому в основном болгарами, был открыт памятник Левскому.

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=4H_rAOq6Eck&feature=related[/youtube]

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=W7ImqYUNhrU[/youtube]

0

4

День освобождения Болгарии от османского ига
http://s07.radikal.ru/i180/1003/08/4ee705f20f9e.jpg
Для каждого болгарина дата Третье марта связана с пятивековыми стремлениями болгарского народа к свободе и независимости. Это дата, выстраданная многими жертвами и мечтами, слезами и гневом.
Один из великих поэтов итальянского Ренессанса - Петрарка, писал, что человеку дано быть не рабом, а быть свободным. Но свобода должна быть завоевана. И борьба за свободу стала ключевой в последние шесть веков болгарской истории. Эту свободу Болгария не получила даром, а прошла долгой дорогой испытаний, оставаясь неделимой частью Европы.

В 1396 году пала последняя болгарская твердыня – Видинское царство Ивана Срацимира. Почти на пять веков болгарский народ, давший всем славянам письменность, спасший Европу от арабского нашествия и соперничавший с Византией по блеску и военной мощи, попал под чужеземное иго. Народ гордый и сильный был унижен стать бесправным и забытым.
болгары не могли примириться с такой судьбой. Попытки вернуть свободу и могущество отечества не прекращались: Первое и Второе Тырновские восстания, Манчова буна, Велчова завера, Нишское восстание, Чипровское восстание, сопротивление отдельных болгар, выбравших борьбу, а не примирение. Зародилось сильное движение гайдуков с известными предводителями – воеводами – Чавдаром, Вылканом, Манушом, Ружой, Индже… Они были защитниками своих собратьев и поддерживали дух болгар и их жажду свободы.

Болгарская православная церковь также не оставалась в стороне от общих стремлений и мечтаний народа. Священники активно участвовали в сохранении болгарского наследия, болгарского духа, распространяя знания среди простых людей. Один монах из Афона – отец Паисий, отряхнул от пепла старую славу Болгарии, написав «Историю славяно-болгарскую», чтобы не было таких, что стыдились бы назваться болгарами.
Хотя Болгария осталась в стороне от интересов Европы в то время, в ХІХ веке Апрельское восстание – самое массовое на болгарских землях, подавленное османскими поработителями с невероятной жестокостью, вновь вывело на повестку дня демократической Европы судьбу болгар, которые напомнили о себе и о своем праве на жизнь и свободу как и все другие народы.
Во вторую половину ХІХ века политическая ситуация на Балканах изменилась коренным образом. Греция и Сербия получили независимость, Валахия и Молдова – вассальные княжества и только болгары в сердце Балканского полуострова продолжали нести ярмо ига. Интересы Великих держав поддерживали естественные процессы в Османской империи, но даже им не удалось воспрепятствовать жажде свободы.

Россия решила искать выход из сложившейся ситуации. После провала на Константинопольской конференции Великих держав, в решении Восточного вопроса остался единственный путь – война. 12 (24) апреля 1877 года в Кишиневе нарочным манифестом императора Александра ІІ была объявлена война Османской империи.
События развивались стремительно. После форсирования Дуная частями генерала Драгомирова у Свиштова 18 июня 1877 года, начался победный ход русской армии. В ее составе были и румыны, поляки, финны, эстонцы, латыши, датчане, шведы и, конечно, Болгарское ополчение под командованием генерала Столетова.
Исход войны решился на перевале Шипка в горах Стара-Планина, где русским солдатам и малочисленному отряду болгарских ополченцев удалось выстоять под напором 40-тысячной турецкой армии. Сражения на Шипке 21-23 августа 1877 года провалили турецкий план перехода через горы Стара-Планина. А последнюю попытку перейти через перевал отряды Сулейман-паши предприняли 17 сентября 1877 года, когда потерпели поражение в ожесточенном сражении и отступили.
Хорошо известны и пережитые критические моменты в боях под городами Стара-Загора и Плевен. Осман-паша пытался пробить блокаду Плевена безуспешно и 11 декабря 1877 года был вынужден капитулировать с более 40 000 солдат и офицеров. После захвата Плевена русская армия перешла в общее наступление. Отряд генерала Гурко победоносно вступил в Софию, а 16 января 1878 года был освобожден Пловдив. 31 января 1878 года, потеряв всякую надежду на благоприятный исход войны, турецкое командование обратилось к главнокомандующему русской армией Великому князю Николаю Николаевичу с просьбой о переговорах. Так было заключено Адрианопольское перемирие, которое положило конец боевым действиям.

3 марта (19 февраля по старому стилю) 1878 года был подписан предварительный Сан-Стефанский мирный договор. Эта дата – 3 марта – была выбрана специально – именно в этот день в 1855 году взошел на престол Александр ІІ и в этот же день в 1861 году он подписал манифест об освобождении крепостных крестьян, за что был назван Царем Освободителем.
По силе Сан-Стефанского договора Болгарии становилась самым большим государством на Балканах. В ее пределы должны были входить Южная Тракия (с выходом на Белое море), вся Македония на юго-западе и Добруджа на северо-востоке. На западе в территорию страны входили восточные территории нынешней Сербии.
Летом 1878 года в Берлине на Конгрессе великих сил Европы по настоянию Австро-Венгрии и Англии Сан-Стефанский договор был переделан, границы Болгарии — урезаны. Несколько миллионов болгар остались за пределами своего независимого государства. Это послужило поводом для принятия Болгарией национальной доктрины — объединение разрозненных Берлинским договором болгарских земель. На несколько десятилетий вперед история страны тесно связана с этой доктриной.
Сан-Стефанский договор с воодушевлением и восторгом был встречен лишь болгарами, так как он восстановил независимую болгарскую державу в максимально возможных этнических границах. Так Болгария вновь стала свободной страной свободных людей. Страна, обретшая за три-четыре столетия до появления европейской культуры Запада установленный язык, блестящую письменность и национальную литературу, снова появилась на карте Европы.
К освобождению Болгарии привело и движение национального просвещения, возникшее в 20-е годы ХIХ века в целях введения на болгарских землях вместо греческих школ болгарского светского образования. А развитие болгарской культуры в период национального Возрождения привело, говоря общо, к приближению новой европейской культурной модели.
3 марта – дата, с которой началась современная история Болгарии. Этого дня ждали веками наши прадеды и боролись за то, чтобы наступило освобождение от чужеземного ига, осветило пропитанную кровью болгарскую землю, и вновь расцвела она силой и правдой. Идеалы поколений болгар, их желания и мечты сбылись весной 1878 года. В этом факте есть что-то знаменательное – им судьба напоминает нам, что третьего марта началась болгарская весна.
Как в легенде птица Феникс превращается в пепел и возрождается из пепла каждые 500 лет, так и болгарский народ после пяти веков ига восстал, чтобы доказать свою жизненность и жажду свободы.

0

5

http://i009.radikal.ru/1003/a4/81815cd64335.jpg
Гора Старая планина, вершина Шипка. Стихи Вазова
В оде "О, Шипка" эту битву Вазов сравнивает с битвой при Термопилах, где 300 спартанцев сражались с полчищами Ксеркса. Это тоже проход через горы - ополченцы не дали туркам перебраться через него, а русские с севера пришли вовремя.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=B85rgj8Yau4&feature=related[/youtube]
11 август 1887
Нека носим йоще срама по челото,
Синила от бича, следи от теглото;
Нека спомен люти от дни на позор
Да висне кат облак в наший кръгозор;
Нека ни отрича исторйята, века,
Нека е трагично името ни; нека
Беласица стара и новий Батак
В миналото наше хвърлят своя мрак;
Нека да ни сочат с присмехи обидни
Счупенте окови и дирите стидни
По врата ни още от хомота стар;
Нека таз свобода да ни бъде дар!
Нека! Но ний знаем, че в нашто недавно
Свети нещо ново, има нещо славно,
Що гордо разтупва нашите гърди,
И в нас чувства силни, голями плоди;
Защото там нейде на връх планината.
Що небето синьо крепи с рамената,
Издига се някой див, чутовен връх,
Покрит с бели кости и със кървав мъх,
На безсмъртен подвиг паметник огромен;
Защото в Балкана има един спомен,
Има едно име, що вечно живей,
И в нашта история кат легенда грей,
Едно име ново, голямо, антично,
Като Термопили славно, безгранично,
Що отговор дава и смива срамът,
И на клеветата строшава зъбът.

О Шипка!
Три деня младите дружини
Как прохода бранят. Госките долини
Трепетно повтарят на боя ревът.
Пристъпи ужасни! Дванайсетий път
Гъсти орди лазят по урвата дива,
И тела я стелят, и кръв я залива.
Бури подир бури! Рояк след рояк!
Сюлейман безумний сочи върха пак
И вика: "Търчете! Тамо са раите!"
И ордите тръгват с викове сърдити,
И "Алах!" гръмовно въздуха разпра.
Върхът отговори с други вик: ура!
И с нов дъжд куршуми, камъни и дърве;
Дружините наши, оплискани с кърви,
Пушкат и отблъскват без сигнал, без
ред. Всякой гледа само да бъде напред
И гърди геройски на смърт да изложи,
И един враг повеч мъртъв да положи.
Пушкалата екнат. Турците реват,
Насипи налитат и падат, и мрат; -
Идат като тигри, бягат като овци
И пак се завръщат; българи орловци
Кат лъвове тичат по страшний редут,
Не сещат ни жега, ни жажда, ни труд.
Щурмът е отчаян, отпорът е лют.
Три дни веч се бият, но помощ не иде,
Отникъде взорът надежда не види
И братските орли не хвърчат към тях.
Нищо. Те ще паднат, но честно, без страх -
Кат шъпа спартанци под сганта на Ксеркса.
Талазите идат; всички те нащрек са!
Последният напън вече е настал.
Тогава Столетов, наший генерал,
Ревна гороломно: "Млади опълченци,
Венчайте България с лаврови венци!
На вашата сила царят повери
Прохода, войната и себе дори!"
При тез думи силни дружините горди
Очакват геройски душманските орди,
Бесни и шумещи! О геройски час!
Вълните намират канари тогаз,
Патроните липсват, но волите траят,
Щикът се пречупва - гърдите остаят
И сладката радост до крак да измрът
Пред цяла вселена, на тоз славен рът,
С една смърт юнашка и с една победа.
"България цяла сега нази гледа,
Тоя връх висок е: тя ще ни съзре,
Ако би бегали: да мрем по-добре!"
Няма веч оръже! Има хекатомба!
Всяко дърво меч е, всякой камък бомба,
Всяко нещо -удар, всяка душа -
плам. Камъне и дърве изчезнаха там,
"Грабайте телата!" - някой си изкряска,
И трупове мъртви хвръкнаха завчаска,
Кат демони черни над черний рояк,
Катурят, струпалят като живи пак!
И турците тръпнат, друг път не видели
Ведно да се бият живи и умрели,
И въздуха цепят със демонский вик,
Боят се обръща на смърт и на щик,
Героите наши, като скали твърди,
Желязото срещат с железни си гърди
И хвърлят се с песни в свирепата сеч,
Като виждат харно, че умират веч. . .
Но вълни по-нови от орди дивашки
Гълтат, потопяват орляка юнашки. . .
Още миг - ще падне заветният хълм.
Изведнъж Радецки пристигна със гръм,
..................................................................
И днес йощ Балканът, щом буря захваща
Спомня тоз ден бурен, шуми и препраща
Славата му дивна като някой ек
От урва на урва и от век на век.
Иван Вазов

Вазов пишет: Нету оружия! Каждое дерево меч, каждый камень - бомба, каждый предмет - удар, каждая душа - пламя... Камни и деревья исчезли там. "Бросайте же тела!" - кто-то приказал, и мертвые полетели в миг, как черные демоны к черным полчищам, переворачиваются, падают как живые. Турки никогда не видели как в едином строю сражаются живые и мертвые.
И ода заканчивается - Радецкий пришёл как гром.

http://s58.radikal.ru/i162/1003/45/1a3f7e105fe4.jpg
Памятник на горе Шипка – один из символов свободолюбивого болгарского духа

0

6

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=aGCUnkGr9Jk&feature=related[/youtube]

0

7

3 марта -Национальный праздник Болгарии
https://forumupload.ru/uploads/2009/03/02/859394.jpg
3 марта
Национальный праздник Болгарии – «День освобождения от османских угнетателей и воскрешения болгарского государства».

C 1396 по 1878 годы Болгария входила в состав Османской империи. В результате победы России в русско-турецкой войне 1877-1878 годов страна обрела независимость.
3 марта 1878 года был подписан мирный Сан-Стефанский договор между Россией и Османской империей. С русской стороны договор был подписан графом Н. Игнатьевым.
По силе Сан-Стефанского договора Болгарии становилась самым большим государством на Балканах. В ее пределы должны были входить Южная Тракия (с выходом на Белое море), вся Македония на юго-западе и Добруджа на северо-востоке. На западе в территорию страны входили восточные территории нынешней Сербии.
Летом 1878 года в Берлине на Конгрессе великих сил Европы по настоянию Австро-Венгрии и Англии Сан-Стефанский договор был переделан, границы Болгарии - урезаны. Несколько миллионов болгар остались за пределами своего независимого государства. Это послужило поводом для принятия Болгарией национальной доктрины - объединение разрозненных Берлинским договором болгарских земель. На несколько десятилетий вперед история страны тесно связана с этой доктриной.
В этот день поднимают национальный флаг и возлагают венки к мемориалу Неизвестного воина в Софии в память о болгарах, погибших в борьбе за освобождение отечества. Вечером на площади перед Народным собранием (Парламент страны) у памятника Царю Освободителю - Александру ІІ идет торжественная заря. Признательные болгары возлагают венки и цветы к памятникам павшим за освобождение Болгарии русским, финским и румынским воинам во всей стране.
СЛУШАТЬ:
http://www.playcast.ru/view/804613/e4fb … d1da1094pl

На този ден, велик и свят,
възкръсна българският дух отново
и като чист, кристален цвят,
победно звънна българското слово.
Земята на достойни синове,
на Аспарух, Борис и Калоян,
обсебвана от злото векове,

отново гордо и свободно заблестя!
Но тази свобода не беше дар,
за нея Ботев, Левски, Караджата,
и още хилядите знайни и незнайни,
отдадоха живота си в предплата.
Въстанието през април не бе позор,
а паметник за доблест и геройство,
Европа изненадана отвърна взор
от фанатизма на османското войнство

Със Шипка редом, Перущица и Батак,
блестят със славата на красотата,
не ще обсеби името им свято мрак,
на свобода изстрадана са те цената.
И ненапразно българка една
Априлско знаме със любов уши,
да, Райна Княгиня бе тази жена,
и от нейното знаме свободата се роди!СЛУШАТЬ:
http://www.playcast.ru/view/1143282/196 … 4566a22cpl

0

8

День Конституции Болгарии
http://s55.radikal.ru/i147/1004/b4/9cafb47b42fe.jpg
16 апреля в Болгарии отмечают День юриста и праздник Первой Болгарской конституции (Тырновской Конституции, принятой Первым Великим Народным собранием страны в 1879 году).
Тырновская Конституция была почти точь-в-точь скопирована с Конституции Бельгии — в свое время самой прогрессивной Конституции — и закрепляла за Болгарией государственное устройство конституционной монархии с парламентской законодательной властью.
В дальнейшем полномочия монарха неуклонно возрастали вплоть до того, что в 1934 году Тырновская Конституция и вовсе была попрана Борисом Третьим установлением его режима личной власти. Тогда были запрещены все партии, и кабинет министров стал назначаться лично царем. После 9 сентября 1944 года Тырновская Конституция была восстановлена, но ненадолго — после референдума в 1946 году монархия была свергнута, и вновь было созвано Великое Народное собрание.
В годы социализма в Болгарии действовали последовательно «Димитровская» (с 1947 года) и «Живковская» (с 1971 года) Конституции. Ныне в силе Конституция Республики Болгарии, принятая Седьмым Великим Народным собранием страны 12 июля 1991 года. По этой Конституции Болгария — парламентская республика с парламентом, состоящим из 240 народных депутатов. Выборы в Народное собрание проводятся раз в 4 года. Премьер и Кабинет министров выдвигается Народным собранием.
Новая Конституция закрепила статут государственного главы — Президента, чьи полномочия ограничены. Выборы Президента страны проводятся раз в 5 лет. В этой Конституции отменен пункт, закрепляющий за определенной партией руководящую роль в стране (как это было с Болгарской коммунистической партией до этого), а также указана неприкосновенность частной собственности.
В Конституции четко разграничены три вида власти — законодательной, исполнительной и судебной. Объявлена свобода вероисповеданий, свобода партий и объединений, свобода мнений, печати, а также свобода предпринимательства. Высшие учебные заведения располагают академической автономией.
В последнее время стали актуальны дебаты об изменениях в Конституции страны. Чаще всего упоминается расширение полномочий Президента, сокращение числа народных депутатов, выход прокуратуры из судебной власти и возможность предоставления земли на покупку иностранным гражданам.

0

9

24 мая - День святых Кирилла и Мефодия. День болгарского просвещения, культуры и славянской письменности.
http://s55.radikal.ru/i147/1005/d8/77a0162e3cb0.jpg
Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия - создателей славянской письменности
Азбука, - созданная более одиннадцати веков назад, является основой многих письменностей, своего рода символом славянской культуры, и это один из факторов общности славянского мира при существующем многообразии культур, традиций и исторического опыта.
24 мая Церковь совершает память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Братья были православными монахами, славянскую азбуку создали в греческом монастыре.
Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года. Новый алфавит получил название «кириллица» по имени византийца Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом. А помогал ему в богоугодном деле образования славянских народов старший брат Мефодий.
Кирилл создал славянскую азбуку на основе греческой, существенно изменив ее, чтобы передать славянскую звуковую систему.

http://i082.radikal.ru/1005/fa/d429226f1ae6.jpg
История праздника восходит к церковной традиции, существовавшей в Болгарии в X—XI веках. Самые ранние данные по празднованию 11 мая (по ст. стилю) дня равноапостольных святых просветителей Кирилла и Мефодия, известных также как «Солунские братья», датируются XII веком, хотя они были признаны святыми еще в конце IX века. В отдельности память святого Кирилла отмечается 14 февраля, святого Мефодия — 6 апреля, в дни их смерти.
Общий праздник святых Кирилла и Мефодия отмечался болгарской церковью и в следующие века, а в эпоху болгарского Возрождения превратился в праздник созданной ими азбуки. Этот праздник выражал духовное стремление к церковной независимости, национальному самоопределению, расцвету просвещения и культуры болгар. Праздник отмечался не только в болгарских землях, но и среди эмигрантов в России и Румынии, болгарских студентов за границей, заключенных в турецких тюрьмах.
Празднование памяти святых братьев еще в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием исторических и политических обстоятельств, было утрачено. В начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей. В 1863 году на Руси было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю).
День болгарского просвещения, культуры и славянской письменности является официальным болгарским национальным праздником. Отмечается 24 мая. В этот день болгары чествуют не только болгарскую культуру, но и создателей славянской азбуки (глаголицы) равноапостольных святых Кирилла и Мефодия.
Впервые праздник болгарской письменности, прошедший 22 мая 1803 года в Шумене, упоминается в армянской летописи 1813 года. По инициативе деятеля болгарского Возрождения Найдена Герова (1823—1900) праздник стали отмечать в 1851 году в Болгарии (сначала в Пловдиве, затем в Шумене, Ломе, Стамбуле, а потом и по всей стране). 11 мая было избрано в связи с тем, что этот день был общим церковным праздником обоих святых.
В 1892 году учитель музыки из Русе Стоян Михайловский (1856—1927) написал текст общешкольного гимна, названного «Гимн святых Кирилла и Мефодия». Гимн состоял из 14 строф, из которых обычно исполняют первые шесть. Болгары знают его по первой строке «Върви, народе възродени!» («Вперед, народ возрожденный!»). В 1900 году композитор Панайот Пипков (1871—1942), в то время учитель в Ловече, написал музыку к гимну.
С введением в Болгарии Григорианского календаря в 1916 году церковный и светский праздник был объединен в один — 24 мая. В 1969 году церковный календарь был искусственно отделен от светского, и праздник пришёлся на 11 и 24 мая соответственно. 30 марта 1990 года решением 9-го Народного собрания Болгарии 24 мая объявлен официальным праздником — Днём болгарского просвещения, культуры и славянской письменности.
И по сей день в Болгарии в канун 24 мая устраивают праздники букв и викторины знаний. Венками из живых цветов школьники украшают портреты Кирилла и Мефодия. Кроме того, научные деятели, преподаватели школ и вузов возлагают венки и цветы к памятникам Кириллу и Мефодию. Звучит гимн Кириллу и Мефодию.
Обычно к празднику приурочиваются другие культурные события, к примеру, «Салон искусств» в Народном Дворце в Софии, книжные ярмарки, поэтические чтения, книжные выставки и пр.
По пышности и масштабности празднования в Болгарии превосходят отмечание праздника в других славянских странах. В социалистический период в городах и крупных поселков 24 мая устраивались массовые манифестации школьников и преподавателей начальных и средных школ, которые проводятся и в настоящее время. Неделя около 24 мая — также пора «абитуриентских балов» выпускников средных школ.
С присоединением Болгарии к Европейскому союзу 1 января 2007 года кириллица стала его третьей официальной азбукой.

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=zVNr3NCxKYk&feature=related[/youtube]

0

10

2 июня - День Ботева в Болгарии
http://s03.radikal.ru/i176/1006/9b/9e125d067f5b.jpg
Для каждого болгарина День Ботева — день всех павших за национальное и социальное освобождение Болгарии от османских поработителей — дата особо чтимая. Легендарный поэт Христо Ботев (Hristo Botev, (6 января 1848 – 2 июня 1876),— национальный герой Болгарии. Его стихи знакомы каждому болгарину.
В мае 1876 года Христо Ботев во главе небольшого отряда повстанцев прибыл по Дунаю на корабле «Радецкий» (в район Козлодуя) помочь восставшим в Болгарии. К тому времени, однако, Апрельское восстание болгар за национальное освобождение было уже жестоко подавлено турками.
Не встретив нужной поддержки, отряд Ботева предпринял поход к горе Стара планина, где под вершиной Околчица был разбит турецкой армией. Сам Ботев пал смертью героев, но его могила и по сей день не найдена.
В канун 2 июня на площади перед Народным собранием в Софии проводят торжественную зарю, а 2 июня ровно в 12.00 вой сирен и гудков по всей стране прерывает на 3 минуты движение и работу людей.

0


Вы здесь » КАЛОКАГАТИЯ - ΚΑΛΟΚΑΓΑΘΊΑ » ВОТЧИНА » Праздники Болгарии


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно