Фото: Илья Кондрашов
АЛТАЙ И ТЫВА
В центр Азии
На Алтае маршрут проходит почти по всему Чуйскому тракту – знаменитой дороге высокогорной страны. В Бийске можно посмотреть музей дороги, которая до XX века была горной тропой, с узкими местами, где не могла разойтись и пара лошадей. Многие годы тракт оставался единственной дорогой, связывающей Алтай и Монголию, это дорога с историей и легендами.
Чуйский тракт долго идет вдоль Катуни – основной реки Горного Алтая. У предгорий тракт выходит на одноименную реку Чую, и от селения Акташ начинается подъем в горы, на Северо-Чуйский хребет. Здесь можно подъехать к подножию гор и сделать небольшой выход к леднику Малый Актур и Шавлинским озерам. Дорога постоянно уводит вверх и несколько дней не опускается ниже 2000 метров. Здесь нет селений – только редкие кочевники в юртах, у которых можно купить мясо и творог, но заправиться топливом невозможно, поэтому придется рассчитывать на заправку только в Тыве. У местных жителей можно купить барашка, которого они тут же в юрте приготовят по традиционным тувинским рецептам. Мяса потом останется еще на несколько дней.
Из Горного Алтая в Тыву дорог почти нет, то, что можно назвать дорогами, можно посчитать по пальцам одной руки. Один из путей – вдоль реки Бугузун и далее через одноименный перевал. Это труднодоступное место, и еще должно повезти с погодой, чтобы можно было на него забраться на джипе. А спуск вниз находится уже в республике Тыва.
С перевала дорога выводит на Чулышманское нагорье, где-то здесь берет свое начало другая знаменитая алтайская река – Чулышман. И дальше через долину озера Ак-Холь. Дороги в Тыве – понятие относительное, по равнине идет колея, которая разделяется на десятки зеркальных отражений, и заблудиться проще простого. Без GPS лучше не соваться.
Перевал за перевалом, и глазам откроется стена Шапшальского хребта и озеро Хиндиктиг-Коль у подножия гор. Название Хиндиктиг-Коль переводится как «Пуп земли» – из-за острова с высокой горой в его центре. А вдалеке виднеются вершины горного массива Монгун-Тайга, которые считают самыми высокими в Сибири (3970 м).
Первый населенный пункт в Туве после Алтая – Мугур-Аксы, где можно пополнить запасы. И снова горные перевалы в сторону селения Ак-Довурак на Чадан и Абазу. И дальше в Хакасию. Альтернативный вариант движения – через Убсунурскую котловину и Кызыл, столицу Тывы. Десять дней путешествия – и маршрут пройден.
БАЙКАЛ
Озеро Будды
Путешествие начинается из Иркутска в юго-западном направлении в сторону Шелехова. Трасса М55 идет через прибрежные хребты, поросшие густым хвойным лесом. Через полсотни километров дорога поворачивает – и вы с края скалы, под которой лежит безбрежный Байкал.
Здесь есть рыбный рынок, главный товар – омуль в разнообразных видах: вяленый, копченый, соленый. Внизу, на берегу, поселки Култук и Слюдянка, через которые лежит дальнейший путь. В первом из них находится пост ДПС, на котором вас обязательно остановят и запишут госномер машины. Шоссе, идущее по восточному берегу, – живописный горный серпантин с поворотами на 180 градусов. Перед поселком Выдрино начинается Бурятия. В селе Посольское можно полюбоваться на старинный православный храм и попасть на экскурсию по рыборазводному заводу, где выращивают омуля. В этом районе множество турбаз, где можно устроиться на ночевку. Оставшийся путь до бурятской столицы идет вдоль реки Селенги по холмистой степи. Иногда здесь попадаются белые пирамидки буддийских ступ. Перед въездом в Улан-Удэ можно повернуть направо и заехать в Иволгинский дацан – одну из главных буддистских святынь России.
РУССКИЙ СЕВЕР
Онежским трактом
Начало маршрута у Белого моря в Архангельске, по трассе М8. Она приведет в город атомных подводных лодок Северодвинск – город на беломорском побережье. Федеральная трасса заканчивается, и через северный лес ведет узкое шоссе, переходящее в грейдер, прорезающий заболоченный северный лес. Через 80 километров – Т-образный перекресток. Направо дорога в старинные рыбацкие деревни поморов – Уна и Луда. Дорога налево – в райцентр Онега, в устье одноименной реки. Дальнейший путь до старинного города Каргополя пойдет как раз вдоль нее.
Это старый онежский тракт, щебенка чередуется с асфальтом и булыжной мостовой, по обочинам старые деревни и деревянные храмы. Рядом находится космодром Плесецк, и прямо с дороги можно увидеть взлетающую в космос ракету. Южнее Каргополя, на границе с Вологодчиной, грунтовые участки в распутицу труднопроходимы для легковушек. Но спустя два десятка километров дорога вновь станет твердым грейдером, а затем и вовсе начнется нормальное шоссе Вытегра–Вологда, по которому нам ехать направо. Здесь начинаются красоты Карелии, южные берега Онежского озера и Мурманское шоссе, которое выведет на Санкт-Петербург.
Фото: Евгений Константинов
№19 Сентябрь-октябрь 2009