В замке Эллинорра Любовь без границ Ирена Цибърска на сервере Проза.ру Данута Рексць на сервере Стихи.ру Елена Несмеяна на сервере Стихи.ру

КАЛОКАГАТИЯ - ΚΑΛΟΚΑΓΑΘΊΑ

Объявление

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Чехов Антон Павлович 

 

 

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КАЛОКАГАТИЯ - ΚΑΛΟΚΑΓΑΘΊΑ » Дискография » БУЛАТ ОКУДЖАВА


БУЛАТ ОКУДЖАВА

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

БУЛАТ ОКУДЖАВА
http://s005.radikal.ru/i212/1002/e9/9a558d49bda5.jpg
Родился в Москве. Отец — грузин, занимавшийся партийной работой, в 1937 году попал под каток репрессий и погиб. Мать — армянка, прошла через ГУЛАГ. В середине 1930-х годов недолго жил в Нижнем Тагиле.
Когда родителей забрали, остался с бабушкой в Москве. Но в 16 лет переехал к родственникам в Тбилиси. В 1942 году добровольцем прямо из девятого класса ушёл на фронт. Сначала был миномётчиком. Воевал под Моздоком. В декабре 1942 года был ранен. Уже в 1986 году Окуджава вспоминал, как это произошло: «Над нашими позициями появился немецкий корректировщик. Летел он высоко. На его ленивые выстрелы из пулемёта никто не обращал внимания. Только что закончился бой. Все расслабились. И надо же было: одна из шальных пуль попала в меня. Можно представить мою обиду: сколько до этого было тяжёлых боёв, где меня щадило! А тут в совершенно спокойной обстановке — и такое нелепое ранение» Потом служил радистом в тяжёлой артиллерии. Будучи полковым запевалой, в 1943 году на фронте сочинил первую песню «Нам в холодных теплушках не спалось». После демобилизации экстерном сдал экзамены за среднюю школу. Окончил в 1950 году филфак Тбилисского университета. Студентом познакомился с Александром Цыбулевским, который во многом открыл Окуджаве мир русской поэзии. Получив диплом, устроился школьным учителем в калужском селе Шамордино. Первую книгу «Лирика» выпустил в Калуге в 1956 году.

После ХХ съезда мать писателя реабилитировали и им вдвоём вновь разрешили поселиться в Москве. В начале 1957 года исполнял обязанности заместителя редактора по отделу литературы в газете «Комсомольская правда». Какое-то время работал редактором издательства «Молодая гвардия». Оттуда ушёл в «Литгазету». В 1961 году К.Паустовский повесть писателя «Будь здоров, школяр» включил в альманах «Тарусские страницы». Но официальная критика эту повесть за пацифистские мотивы в оценке переживаний молодого человека на войне не приняла, правда, в 1965 году В.Мотылю удалось эту повесть экранизировать, дав фильму другое название — «Женя, Женечка и Катюша». Тогда же, в 1961 — 1962 годах, официальная критика осудила и многие песни Окуджавы. По мнению руководства Союза писателей России, «большинство этих песен не выражали настроений, дум, чаяний нашей героической молодёжи». В середине и конце 1960-х годов писатель не раз бравировал своей независимостью, подписывал письма в защиту Ю.Даниэля и А.Синявского, печатался за границей. Однако все эти поступки, как правило, сходили ему с рук. Может, потому, что, когда надо, он умел каяться, в частности, в ноябре 1972 года напечатав покаянное заявление в «Литгазете». Правда, сам Окуджава уже в 1998 году эту историю интерпретировал по-другому. По его версии, в 1971 году партком Московской писательской организации исключил Окуджаву из партии по требованию одного из секретарей горкома КПСС за частые публикации на Западе и за предисловие какого-то эмигранта, обругавшего нашу партию. Целый год Окуджаву никто не издавал, а поскольку кормить семью надо было, он по совету В.Максимова принёс в «Литгазету» к А.Чаковскому письмо общего характера. После чего Окуджаву тут же восстановили в партии и вновь стали повсюду публиковать. В конце 1960-х годов обратился к истории. Сначала Окуджава сочинил пьесу «Глоток свободы» о Михаиле Бестужеве. Потом появился роман «Бедный Авросимов» о Павле Пестеле. Декабристы привели Окуджаву к Льву Толстому, который в своё время намеревался создать о декабристах роман. Собирая о Толстом материалы, Окуджава заинтересовался, почему жандармы постоянно преследовали писателя. В результате родилась книга «Мерси, или Похождения Шипова», названная автором авантюристическим романом с подлинными фактами. И уже затем появились романы «Путешествие дилетантов» и «Свидание с Бонапартом». Но все эти сочинения вызвали у критиков неоднозначные оценки. Сергей Плеханов, к примеру, считал, что Окуджава занялся XIX веком лишь потому, что тривиальность и литературщину легче скрыть за мишурным блеском исторической экзотики. Самого Окуджаву буквально взбесила статья В.Бунина в 1979 году в журнале «Москва», не оставившая камня на камне от романа «Путешествия дилетантов». Окуджава в публичных выступлениях утверждал, будто статью «писал не Бунин, а целая бригада. Он только дал своё имя. Это не литературно-критическая статья, а политический донос, написанный по заданию редакции «Москвы». Позже Окуджава добавил, что бунинская статья — «это не критика, а политический бандитизм», цель которого — якобы перевести гнев высокого начальства с романа Пикуля «У последней черты» на Окуджаву.

Всенародную славу Окуджаве принёс фильм Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», в котором прозвучала лучшая песня поэта. Как признавался уже в 1986 году Окуджава, сначала он не принял предложение режиссёра написать для этого фильма песню. «Дело в том, что фильм требовал стилизации текста под стихи военного времени. По мысли режиссёра, стихи должны исходить не от профессионала, а от человека, сидящего в окопе и пишущего для однополчан о своих друзьях. Мне казалось, что у меня стилизации не получится, поскольку я всегда стремился писать о войне глазами человека мирного времени. А тут надо было сочинять словно «оттуда», из войны. Но тогда, на фронте, мы совсем по-другому думали, по-другому говорили и по-своему пели. Отыщу ли я слова тех лет? И вдруг «сработала» память. Неожиданно вспомнился фронт. Я как бы воочию увидел этого самодеятельного фронтового поэта, думающего в окопе об однополчанах. И тут же сами собой возникли слова будущей песни «Мы за ценой не постоим...»

К сожалению, в последние годы жизни писатель занял крайне ультрарадикальные позиции по отношению и к истории своей страны, и к драматическим событиям постперестроечного периода. Так, он был одним из немногих литераторов, кто подписал «расстрельное» письмо, призывая власть в октябре 1993 года подавить оппозицию в крови. В интервью газете «Подмосковье» писатель признался: «Я смотрел расстрел Белого дома как финал увлекательного детектива — с наслаждением». После этого заявления, естественно, от Окуджавы тут же отшатнулось значительное количество поклонников его ранних песен. В последнее время стали часто появляться публикации о любимых женщинах писателя. В первом браке женой Окуджавы была Галина. Возможно, своё сильное влияние на их отношения оказала утрата первой дочери. Если верить «Комсомольской правде» (2 сентября 2004 года), на рубеже 1970 — 1980 годов музой Окуджавы была сотрудница Института советского законодательства, позже ставшая актрисой, Наталья Горленко. Но умер он в Париже на руках своей второй официальной жены Ольги. Лауреат Госпремии СССР (1991) — за сборник «Посвящается всем». В 1994 году получил Букеровскую премию за роман «Упразднённый театр». Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

0

2

http://s43.radikal.ru/i100/1002/c3/c0ea61c1d0d2.jpg
Слушать:
http://www.playcast.ru/view/971302/8934 … 59aa813apl

0

3

http://s002.radikal.ru/i200/1002/f7/608ec83063ee.gif
Последний троллейбус

Когда мне невмочь пересилить беду,
когда подступает отчаянье,
я в синий троллейбус сажусь на ходу,
в последний, в случайный.

Последний троллейбус, по улицам мчи,
верши по бульварам круженье,
чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи
крушенье, крушенье.

Последний троллейбус, мне дверь отвори!
Я знаю, как в зябкую полночь 
твои пассажиры, матросы твои 
приходят на помощь. 

Я с ними не раз уходил из беды,
я к ним прикасался плечами...
Как много, представьте себе, доброты
в молчанье, молчанье.

Последний троллейбус плывет по Москве,
Москва, как река, затухает,
и боль, что скворчонком стучала в виске,
стихает, стихает.

1957

Слушать:
http://www.playcast.ru/view/966798/6772 … 15b2f90apl

0

4

http://s09.radikal.ru/i182/1002/b3/d66d12eb5b29.jpg
"Песенка об открытой двери..."

Когда метель кричит, как зверь,   
протяжно и сердито, 
не запирайте вашу дверь, 
пусть будет дверь открыта. 

И если ляжет долгий путь, 
нелегкий путь, представьте, 
дверь не забудьте распахнуть, 
открытой дверь оставьте.

И уходя в ночной тиши,
без лишних слов решайте:
огонь сосны с огнем души
в печи перемешайте.

Пусть будет теплою стена
и мягкою -- скамейка...
Дверям закрытым -- грош цена,
замку цена -- копейка!

1959
Слушать:
http://www.playcast.ru/view/928703/6312 … be067570pl

0

5

http://s005.radikal.ru/i212/1002/46/aaa03bf58340.jpg
Заезжий музыкант
(Вариация на тему "Чудесного вальса")
Ю.Левитанскому

Заезжий музыкант целуется с трубою. 
Пассажи по утрам, так просто, ни о чем... 
Он любит не тебя. Опомнись, бог с тобою. 
Прижмись ко мне плечом. Прижмись ко мне плечом. 

Живет он третий день в гостинице районной, 
где койка у окна -- всего лишь по рублю, 
и на своей трубе, как чайник, раскаленной, 
вздыхает тяжело... А я тебя люблю. 

Ты слушаешь его задумчиво и кротко, 
как пенье соловья, как дождь и как прибой. 
Его большой трубы простуженная глотка 
отчаянно хрипит. (Труба, трубы, трубой...) 

Трубач играет туш, трубач потеет в гамме, 
трубач хрипит свое и кашляет, хрипя. 
Но как портрет судьбы, он весь в оконной раме, 
да любит не тебя... А я люблю тебя. 

Дождусь я лучших дней и новый плащ надену, 
чтоб пред тобой проплыть, как поздний лист, дрожа... 
Не много ль я хочу, всему давая цену? 
Не сладко ль я живу, тобой лишь дорожа? 

Тебя не соблазнить ни платьями, ни снедью: 
заезжий музыкант играет на трубе! 
Что мир весь рядом с ним, с его горячей медью?.. 
Судьба, судьбы, судьбе, судьбою, о судьбе...

1972
Слушать:
http://www.playcast.ru/view/919503/ee66 … cb129329pl

0

6

http://i074.radikal.ru/1002/29/952aab85016b.gif
Пожелание друзьям
Ю.Трифонову

Давайте восклицать, друг другом восхищаться. 
Высокопарных слов не стоит опасаться. 
Давайте говорить друг другу комплименты -- 
ведь это все любви счастливые моменты. 

Давайте горевать и плакать откровенно, 
то вместе, то поврозь, а то попеременно. 
Не нужно придавать значения злословью -- 
поскольку грусть всегда соседствует с любовью. 

Давайте понимать друг друга с полуслова, 
чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова. 
Давайте жить, во всем друг другу потакая, -- 
тем более, что жизнь короткая такая.

1975
http://www.playcast.ru/view/874621/d70a … bd267e3dpl

0

7

Былое нельзя воротить
А. Цыбулевскому

Былое нельзя воротить -- и печалиться не о чем: 
у каждой эпохи свои подрастают леса. 
А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеичем 
поужинать в "Яр" заскочить хоть на четверть часа. 

Теперь нам не надо по улицам мыкаться ощупью: 
машины нас ждут и ракеты уносят нас вдаль. 
А все-таки жаль, что в Москве больше нету извозчиков, 
хотя б одного, и не будет отныне, -- а жаль. 

Я кланяюсь низко познания морю безбрежному, 
разумный свой век, многоопытный век свой любя. 
А все-таки жаль, что кумиры нам снятся по-прежнему, 
и мы до сих пор все холопами числим себя. 

Победы свои мы ковали не зря и вынашивали, 
мы все обрели -- и надежную пристань, и свет... 
А все-таки жаль: иногда над победами нашими 
встают пьедесталы, которые выше побед. 

Москва, ты не веришь слезам -- это время проверило,
железное мужество, твердость и сила во всем.
Но если бы ты в наши слезы однажды поверила, 
ни нам, ни тебе не пришлось бы грустить о былом. 

Былое нельзя воротить... Выхожу я на улицу 
и вдруг замечаю: у самых Арбатских ворот 
извозчик стоит, Александр Сергеич прогуливается... 
Ах, завтра, наверное, что-нибудь произойдет!

1964
Слушать:
http://www.playcast.ru/view/1052683/a41 … a9e62cddpl

0


Вы здесь » КАЛОКАГАТИЯ - ΚΑΛΟΚΑΓΑΘΊΑ » Дискография » БУЛАТ ОКУДЖАВА


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно