Народные верования о самых жарких летних днях

Современное глобальное потепление климата несколько сместило дни летней жары в Болгарии. Но в народной памяти сохранилось воспоминание, что самые жаркие дни приходились в середине месяца июля. Кульминацию летней жары болгары называют “горештници”.

Это название означало когда-то три дня с самым жарким солнцем - с 15 по 17 июля. В некоторых районах этими днями считают 17, 18 и 19 июля, из-за местных климатических особенностей. В оба варианта, однако, включен день, посвященный Святой Марине, которую болгары почитают как повелительницу огня. Народное поверье гласит, что в этот день с неба падает сам Божий огонь. Корни этого верования, вероятно можно обнаружить в стихийно возникающих пожарах в высохших от жары полях. Вот почему во время самых жарких летних дней нельзя косить траву и жать пшеницу. Согласно поверью, скошенная в этот день солома воспламенится сама. Подобная участь ожидает и человека, который не соблюдет обрядовый запрет на жатву в самые жаркие дни. В селах рассказываются множество случаев о людях, которые работали на своих полях в эти дни. А затем собранное сено и пшеница самовоспламенялись и сгорали дотла. Надеясь предохранить себя и урожай от таких пожаров, болгары восприняли ряд других обрядовых запретов. В самые жаркие летние дни нельзя совершать земледельческие работы, связанные с сухой травой и полями. Нельзя перевозить снопы скошенной травы, и даже нельзя использовать телеги.

Бытует верование, что небесный огонь - солнце – в самые жаркие дни лета раскалится еще больше, даже если будет зажжен огонь в домашнем очаге. Обычной практикой в Болгарии было, чтобы в очаге тлели раскаленные угли. Это было знаком, что в доме течет жизнь, так как угасший очаг - символ гибели семьи. На даже эти раскаленные угли гасили когда-то во время самых жарких дней, чтобы не увеличивать силу небесного огня. Обычай вполне объясним и прагматичен, но очевидно в нем хранятся и следы древнего культа к огню.
Верование, что в самые жаркие дни с неба падает сам Божий огонь, воплотилось в еще одном обычае - обновлении огня в угашенном домашнем очаге. Это совершалось при помощи особого ритуала. Болгары считали, что погашенный до этого огонь был уже старым и обессилен постоянным горением. Поэтому новый огонь, который будет зажжен обрядово, должен быть заряжен новой силой, поэтому его называют “молодой”, “живой” огонь, т.е. несущий обновляющее начало, новую жизненность дому и семье. Этот новый заряд энергии достигался исполнением множества специальных обрядовых требований для получения нового огня. Его добывали самым древним, первичным способом - трением деревянных палочек. Но палочки должны быть взяты от двух деревьев-близнецов, т.е. выросших из одного корня. После того, как палочки были вырезаны, их оставляли сохнуть три года. Исполнителями самого обряда тоже должны быть мужчины-близнецы. И когда они зажигали обрядовый новый, живой огонь, каждая хозяйка села брала уголек и несла в дом, чтобы обновить огонь в своем очаге. В некоторых селах существует обычай разжигать из нового огня большой костер на центральной площади села. И когда костер разгорался, все мужчины перепрыгивали через него. Они верили, что это принесет им здоровье. Считалось, что каждый, кого коснулось пламя костра, станет неприкосновенным для болезней.

Существует еще один обычай, связанный с солнечной силой в самые жаркие дни лета. Бытует верование, что в этот момент термальные источники становятся особенно целительными. Поэтому необходимо в эти дни окунуться в минеральную воду. Считается, что это обрядовое купание предохраняет от болезней весь год. И хотя Болгария богата теплыми минеральными источниками, есть районы, где люди верят, что важнее ритуально искупаться ночью. Этнологи толкуют эти ночные купания в праздник Святой Марины как отзвук верований в древнюю Бендиду - богиню-мать древних фракийцев, которые жили когда-то на болгарских землях.

Самые жаркие дни летом - 15, 16 и 17 июля связаны с целым рядом сродных огненных праздников, которые начинаются еще в последний день июня - Павлов день. За ними идет праздник Святого Илии, связанный с летними молниями и громом, затем праздник Огненной Марии. Все они связаны обрядовыми запретами на разжигание огня, работу на поле или другие действия, которые, согласно народным верованиям, оберегают от летних пожаров.

Автор: Румяна Панайотова
Редактор: Десислава Иванова
Источник: БНР http://www.bnr.bg/RadioBulgaria/Emissio ... 150706.htm